Раннее развитие - польза или вред?

А мы всегда правильно понимаем своих детей? И правильно реагируем? Попробуем разобраться вместе...
Сообщение
Автор
Enema

Раннее развитие - польза или вред?

#1 Сообщение Enema » 03 дек 2009, 22:46

Обсуждение начато в этой теме:
http://forum.1796kotok.com/viewtopic.php?t=26325
Rega писал(а): Enema, с Вашего позволения еще раз повторю свой пост:

Что мы хотим развить (ИМХО, не в первую очередь, а параллельно и разнообразно) - наверное, и развивает Лена Данилова, опять же ИМХО (сразу скажу, что я не ее фанат :D и не очень знакома с конкретно ее разработками) - творческие способности (музыка, рисование, лепка, аппликации и пр.), знание цвета, форм, размеров, предметов и субъектов окружающего мира, количества, то же чтение, потом разные вставлялки-втыкалки-шнуровки, ну и так далее. Времени на ролевые игры, прогулки, веселую возню и т.д. остается очень много. Пока не понимаю, как это может повредить ребенку :roll:


Да не в параллельно и разнообразно дело.
Дело в развивающей и стимулирующей среде. Наполняя мир ребенка разнообразными формами и стимуляторами, мы его очень сильно нагружаем. А это может негативно сказаться на уязвимой детской психике и его телесном здоровье.
И особенно нехорошо, когда имеется перекос в сторону интеллектуального развития. Баланс соблюсти очень сложно, творческие способности развивать сложнее, поэтому во всех этих методиках есть перекос в сторону интеллектуализации. А это ребенку до 7-8 лет не нужно.
А в каком возрасте ребенок что-то делает, чтобы сделать маме приятно?
После 3-4-х лет, когда должно быть выделение "Я", т е преодоление симбиоза с матерью. Если симбиоз не преодолен, то ребенок может продолжать идентифицировать себя с матерью, и делать, как она скажет. Ребенок не знает, "где я, а где не я".
Не очень понятно, что значит "ребенок может просто не сопростивляться активности мамы. Просто делать, что она говорит. Это чаще всего от нездоровья, т е силенок у него маловато." :shock:


Это про то же самое, ребенок плохо представляет свои границы, нет ощущения, что он может сам, либо просто ребенок болен, и не имеет сил выражать свой протест.
Не представляю, как это на практике выглядит, конкретно с интеллектуальным развитием . Если только в случае с прорубью, динамикой и проныриванием :twisted:

Где я говорила только об интеллектуальном развитии :roll: ?

Enema, ответьте, пожалуйста на выделенные вопросы, раз уж мы диалог ведем :wink: .
Читающий 2-летка это преувеличение :lol: , видимо, просто рекламный трюк авторов методик :lol: .


Почему преувеличение? Сейчас это не редкость. Да и вундеркинды были всегда.

А в каком возрасте то же чтение (раз уж о нем конкретно говорим) считается нормальным?
5 - 7-8 лет примерно. Вообще-то я не встречала неграмотных в наше время. Все умеют читать так или иначе.
Насчет подготовки к школе, да здесь это больше касается интеллектуального развития - нагрузка на первоклассников по школьной программе просто немыслимая, педагоги часто кошмарные, индивидуальный подход отсутствует напрочь, дети света белого не видят , все уроки делают :evil: и если к школе не иметь хотя бы минимума представлений, умений и навыков, ребенку придется очень тяжело физически, психологически, да и мама уже не в декретном отпуске, времени на ребенка меньше. Наверное, отсюда сейчас такая популярность методик раннего развития :roll: . Но и не только интеллектуального, развитию творческих способностей в методиках раннего развития тоже уделяется большое внимание. Мамам просто остается компилировать и выбирать методику под своего ребенка.
А кто сказал, что то, что происходит в школе, нормально и способствует здоровью? Там происходит жуткий прессинг на ребенка.
Но. Ребенок, которого в дошкольном возрасте не нагружали тем же развитием, и заботились о его психоэмоциональом и телесном благополучии, гораздо легче переносит и адаптируется к таким нагрузкам. Потому как базис заложен здоровья. Да и у возраста после 7-ми лет совершенно другие потребности и возможности - ребенок уже гораздо легче воспринимает интеллектуальные задания, т к учиться для него естественно в этом возрасте.
Хотя я бы конечно не отдала ребенка в школу с жуткой и немыслимой программой, поискала бы что-нибудь более приемлимое.
Т к у всех все равно свой запас прочности, данный еще и от природы.
Enema, а что Вы понимаете под духовным развитием?
Это довольно интересная тема, ей бы отдельно можно посвятить обсуждение, но чтобы не растекаться мыслью по древу, это близко к тому, что понимают под этим в вальдофской педагогике:
http://www.rannee.ru/waldorfschool.html
http://www.radugawaldorf.ru/waldorf.php
Которая является частью антропософии, которая гомеопатична сама по себе.
Последний раз редактировалось Enema 03 дек 2009, 23:29, всего редактировалось 2 раза.

Enema

#2 Сообщение Enema » 03 дек 2009, 22:48

Вот еще кусочек статьи про первое семилетие:

СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
С ТЕЛЕСНЫМ ЗДОРОВЬЕМ И С ВОЗРАСТНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗМЕ.

Т.И. ПАВЛОВА
(Ростов-на-Дону)
Тот факт, что состояние физического здоровья человека и его психоэмоциональное состояние находятся в тесной взаимосвязи, сегодня является общепризнанным. Это одна из причин подъема, переживаемого сейчас практической психологией.
Прежде всего, человек является нашему взору как существо пространственное: его тело имеет определенную форму, занимает определенный объем. Но человеческое существо ― это не только 60 или, скажем, 90 килограммов массы тела, он ― индивидуальность; которая обладает своей собственной, отличной от других, внутренней душевной жизнью (сейчас это принято называть "психикой"). Кроме этого, человек есть существо, живущее во времени. В каждом из нас живет ребенок, которым мы были в ранние годы жизни, и умудренный опытом зрелый человек, которым мы можем стать в будущем. В течение жизни происходят закономерные изменения психики человека, изменяется и ее связь с физическим телом. Эти закономерности являются предметом изучения биографической психологии. В этой отрасли психологической науки человеческая жизнь рассматривается разделенной на семилетние периоды, каждый из которых обладает своими характерными особенностями и связан не только с предыдущим и последующим семилетиями, но и имеет свои отражения в достаточно далеко отстоящих от него по времени периодах.
Итак, рождается человек. На Землю приходит душевно-духовная индивидуальность, особенная, неповторимая, которая пойдет по жизни своим, особенным, путем. Но если мы посмотрим на младенца нескольких дней от роду, то увидим, что пока эта индивидуальность еще не владеет своим физическим телом. Младенец совершает хаотические движения ручками и ножками, ему еще трудно сфокусировать взгляд на том или ином предмете, и он еще очень зависим от своего окружения. Таким образом, одной из важнейших задач, которые стоят перед человеком в его первом семилетии, является овладение своим физическим телом. Антропософская медицина и психология рассматривают физическое тело человека, состоящим из трех автономных, но взаимно влияющих друг на друга жизненных систем: нервно-чувственной, в которую входят нервная система и органы чувств; ритмической, состоящей из кровеносной и дыхательной систем, и системы конечностей и обмена веществ, которая объединяет в себе костно-мышечную систему и органы, связанные с обменом веществ и репродуктивной, деятельностью. И в первом семилетии человек направляет свои душевные силы на овладение прежде всего нервно-чувственной системой. В свои первые годы жизни - и это особенно ярко проявляется в возрасте до 3 лет - ребенок, воспринимая мир, являет собой один большой орган чувств. Когда он смотрит, он весь является органом зрения, когда он слушает, он весь являет собой ухо. А сладость материнского молока пронизывает все тельце ребенка вплоть до кончиков пальцев. Таким образом, все окружающее ребенка отпечатывается в нем вплоть до его физического тела, и, воспринимая мир, подражая ему, ребенок учится делать в нем свои первые шаги, во всех смыслах этого слова.
Прежде всего, человек должен научиться ориентировать свое тело в пространстве: принимать и удерживать вертикальное положение, а затем и ходить. При этом. здоровый ребенок нуждается для этого лишь в примере, чтобы он мог видеть, как кто-либо встает, садится, ходит. Взрослым следует лишь с любовью и терпением помогать ребенку осваивать это столь необходимое ему в жизни умение. Если же взрослые вместо этого форсируют события, навязывая ребенку свои представления о том, каким образом и когда он должен научиться ходить, они наносят существенный вред здоровью ребенка. В девятом семилетии (от 56 до 63 лет) у такого человека, с очень высокой степенью вероятности, возникнут болезни обмена веществ, например подагра.
Научившись ходить, овладев жестикуляцией, человек постепенно научается овладевать словом, он учится говорить. И в этот момент очень важно, чтобы окружающие ребенка люди были честны, важна правдивость даже в мелочах. И одним из самых распространенных проявлений неправдивости в окружении ребенка, который учится говорить, является тот факт, что очень многие взрослые, разговаривая с ним, подражают его лепету, мотивируя это тем, например, что так ребенку легче понимать их. Но этот, с позволения сказать, "прием" не только осложняет овладение ребенком речью, но и, воздействуя на него вплоть до физического тела, способствует возникновению в более позднем возрасте слабости пищеварительной деятельности.
Научившись говорить, человек постепенно овладевает способностью мыслить, способностью образовывать представления о воспринимаемых им вещах. И на этом жизненном этапе для ребенка особенно важно, чтобы окружающие его обладали способностью ясно и четко мыслить. Если же в его ближайшем окружении есть люди, которые склонны к нечеткому мышлению, отдают противоречивые указания, находятся во власти взаимоисключающих друг друга желаний, то в будущем этот ребенок будет страдать неврозом.
Кроме вышеназванных задач в течение первого семилетия человек направляет свои душевно-духовные усилия на формообразующую деятельность в отношении своих внутренних органов, которая началась в период внутриутробного развития и продолжается приблизительно до 6-7-летнего возраста. И если в этот период родители или воспитатели ребенка способствуют его ранней интеллектуализации, то, силы на эту интеллектуальную деятельность, которая в первом семилетии еще не является обусловленной уровнем психического и физического развития ребенка, отвлекаются как раз из этой формообразующей деятельности. В этом случае существует очень большой риск неправильного формирования органов что, естественно, будет в дальнейшем препятствовать их здоровому функционированию.
Тот факт, что в течение каждых семи-восьми лет происходит замена тканей тела человека, является в наше время научно доказанным. И именно в первом семилетии эта душевно-духовная деятельность человека имеет особенное значение, так как она направлена на преобразование полученного ребенком от его родителей тела, на построение собственных тканей, из которых формируются системы его органов. Это находит свое выражение и во внешних проявлениях. Когда мы смотрим на младенца, то отмечаем, что у него еще нечеткие черты лица, но к концу первого семилетия перед нами человек с уже сформировавшимся обликом, несущим печать его индивидуальности. И то, насколько ребенок похож на своих родителей, свидетельствует о силе его индивидуальности, о том насколько она способна переработать полученное ею в плане наследственности. Процессы преобразования находят свое выражение и в так называемых детских болезнях, которые обычно протекают при высокой температуре и сопровождаются кожными высыпаниями. Эти симптомы свидетельствуют о выталкивании телом ребенка белковых соединений, полученных им от родителей. В свете этого вопрос о необходимости прививок, например от кори, выглядит весьма проблематично.
Таким образом, в первом семилетии закладывается основа здоровья человека или, наоборот, его предрасположенность к заболеваниям, к "нездоровью" в течение последующей жизни. И очень важно, чтобы из этого семилетия человек вынес убеждение - убеждение, которое пронизывало бы его вплоть до физического тела, - в том, что мир добр.

medvedev.il
Старожил форума
Сообщения: 198
Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 13:16
Откуда: Вологда

Re: Раннее развитие - польза или вред?

#3 Сообщение medvedev.il » 03 дек 2009, 23:12

Enema писал(а):Наполняя мир ребенка разнообразными формами и стимуляторами, мы его очень сильно нагружаем. А это может негативно сказаться на уязвимой детской психике и его телесном здоровье.
А где, на Ваш взгляд, проходит водораздел между нормой и излишеством в этом смысле? Я понимаю, что это сродни средней температуре по больнице, но есть какие-то критерии? Или какие-то признаки в состоянии/поведении дитяти, когда родителям пора немного поумерить свой пыл?

Enema

#4 Сообщение Enema » 03 дек 2009, 23:28

Это скорее теоретический вопрос, т к практического смысла я в нем не вижу.
Во-первых, воспитание ребенка это не механический процесс, и никто никогде на проверяет по критериям: можно еще или уже достаточно?

Во-вторых, родители видят все несколько в ином свете, субъективно, исходя из своего представления о правильности или неправильности и объективизация здесь невозможна. ИМХО.

Специалист со стороны может наверное сказать: хватит. Т к имеются такие то и такие признаки.

Естественно, это прежде всего соматические проблемы. И психологические тоже. Когда они возникают, родители и начинают искать врачей, гомеопатов, психологов...

А вообще, не нужно ждать, когда... :wink:

Rega
Старожил форума
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 07:11

#5 Сообщение Rega » 04 дек 2009, 08:38

Еnema, спасибо большое за ссылки! Честно говоря, внутренний протест у меня возникает против вальдорфской педагогики :? , какую-то фальш чувствую. Это ИМХО, никого не хочу обидеть или спорить по этому поводу.

По поводу раннего развития ответ мне видится здесь:
Enema писал(а): Кроме вышеназванных задач в течение первого семилетия человек направляет свои душевно-духовные усилия на формообразующую деятельность в отношении своих внутренних органов, которая началась в период внутриутробного развития и продолжается приблизительно до 6-7-летнего возраста. И если в этот период родители или воспитатели ребенка способствуют его ранней интеллектуализации, то, силы на эту интеллектуальную деятельность, которая в первом семилетии еще не является обусловленной уровнем психического и физического развития ребенка, отвлекаются как раз из этой формообразующей деятельности. В этом случае существует очень большой риск неправильного формирования органов что, естественно, будет в дальнейшем препятствовать их здоровому функционированию.
[/b]
Еще раз спасибо, Еnema!

medvedev.il
Старожил форума
Сообщения: 198
Зарегистрирован: 09 ноя 2009, 13:16
Откуда: Вологда

#6 Сообщение medvedev.il » 04 дек 2009, 10:40

Enema писал(а):Это скорее теоретический вопрос, т к практического смысла я в нем не вижу.
Как раз обсуждать теорию, не проецируя ее на практику, не имеет ни малейшего смысла. По крайней мере, для меня как родителя это вопрос самый что ни на есть практический, поскольку дети мои не на бумаге нарисованы.

Enema

#7 Сообщение Enema » 04 дек 2009, 15:33

Rega писал(а):Еnema, спасибо большое за ссылки! Честно говоря, внутренний протест у меня возникает против вальдорфской педагогики :? , какую-то фальш чувствую. Это ИМХО, никого не хочу обидеть или спорить по этому поводу.
На данный момент это единственный метод, который учитывает те особенности детского организма, о которых я упомянула.
Т е я могу так сказать: не от вальдорфа я плясала, я сейчас именно так это ощущаю, а вальдорф уже подтягиваю.

В вальдорфской системе ( в антропософии) есть много полезного, ее стоит изучить подробнее. То, что представлено в наших детсадах - не всегда то, о чем говорится в самом методе. Естественно, личность преподавателей-воспитателей вносит свой вклад и преломляет методику. сообразно их представлениям.
Сейчас везде адаптированный вальдорф.
Я же говорила не о методологии, а об общих принципах подхода к ребенку. Как я его вижу в идеале. Такое мнение)
Как раз обсуждать теорию, не проецируя ее на практику, не имеет ни малейшего смысла. По крайней мере, для меня как родителя это вопрос самый что ни на есть практический, поскольку дети мои не на бумаге нарисованы.
Не имеет, я про то же.
Водите ребенка к специалисту время от времени, которому вы доверяете. Он быстрее сможет увидеть любые изменения в ребенке.
Такой вот совет.

А вообще учитесь чувствовать своего ребенка, жить с ним одной жизнью. И тогда не будет вопросов, сколько и чем развивать, когда хватит, надо ли вообще - ребенок сам вам все подскажет.

Rega
Старожил форума
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 07:11

#8 Сообщение Rega » 04 дек 2009, 21:58

:)
Последний раз редактировалось Rega 12 ноя 2013, 06:02, всего редактировалось 1 раз.

Rega
Старожил форума
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 07:11

#9 Сообщение Rega » 07 дек 2009, 18:37

Ау, вальдорфцы :D , отзовитесь! Как на практике применяете теорию Штайнера ?

Камея
Старожил форума
Сообщения: 325
Зарегистрирован: 19 дек 2006, 13:25

#10 Сообщение Камея » 07 дек 2009, 21:08

Моя дочка (4г) очень просит мыть посуду, но это (в исполнении ребенка) небезопасно для современной корпусной мебели, поэтому не разрешаю. Раньше мыла, но старый гарнитур было не жалко. Сошлись на том, что она включает посудомойку :?

Rega
Старожил форума
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 07:11

#11 Сообщение Rega » 08 дек 2009, 11:19

Вот и я о том же :( . Наверное, нужно переходить на деревянную посуду, чтобы ребенок мыл в свое и мамино удовольствие :D .
Камея, в качестве игр и пр., что дома делаете?

Аватара пользователя
Kievljanka
Заслуженный участник
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 13:52

#12 Сообщение Kievljanka » 08 дек 2009, 19:55

Вот что пишет Марина Озерова, психолог, о раннем развитии
http://aksik.livejournal.com/248029.html
в наше время родители стремятся как можно раньше обучить ребенка. я не могу сказать, с чего начался этот "бум", но все чаще встречаю в рекламе да и в разговоре устоявшееся словосочетание "раннее развитие". однажды я писала об этом, но хочется поговорить подробней. "раннее развитие" -развитие ли это? или, наоборот, вмешательство в естественный ход психических процессов маленького человека?
что вообще подразумевает этот термин? пройдясь по нескольким сайтам, посвященным этой теме, я обнаружила, что собственно, следовало бы говорить "раннее обучение", а не "раннее развитие". "математика и чтение с двух лет", "английский для малышей", "гимназия для дошколят"... итак, что мы развиваем?
Развитие - это не учеба. Развитие всех психических функций, мозговых отделов, нервной системы ничего общего не имеют с обучением математике в два года. Развитие мышления - это не значит знать как можно больше фактов. Интеллект - это способность устанавливать как можно больше причинно-следственных связей, а не хранение ненужной информации. Развитие ребенка дошкольного возраста происходит в ИГРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ. Всё! Именно игровая деятельность является ведущей, именно в ней формируются все необходимые свойства психики, нервной системы и мозга, именно в игре ребенок познает мир! Для успешного развития интеллекта в будущем в дошкольном возрасте должна развиваться фантазия. Она является залогом будущих интеллектуальных способностей, а не наоборот! ДОпустим, вы ничем не занимаетесь с малышом, он не умеет считать даже до пяти и не знает геометрических фигур. Но если вы даете ему вдоволь наиграться, предоставляете возможности для творческой деятельности (рисовать, например) - уверяю вас, когда он подрастет, он интеллектуально обгонит своих сверстников, научившихся считать-читать-писать в два года!Особое внимание нужно уделять сюжетно-ролевым играм - это необходимо, я повторю - НЕОБХОДИМО для нормального развития ребенка! Я наблюдаю за детьми на площадках - они не умеют играть! Я даю на уроках возможность самим придумать картинку - они не могут рисовать без подсказки! Это значит, что фантазия ребенка не работает именно в тот период жизни, когда она определяет развитие интеллектуальных способностей будущего взрослого!
Дорогие родители!К сожалению, в жизни существуют необратимые процессы. Вы никогда не сможете вернуть ребенка в этот период - дошкольный возраст. Выучит цифры и прочитать энциклопедию он успеет, а вот развитие уже перейдет на другой этап, мы не сможем что-либо изменить.
И продолжение
http://aksik.livejournal.com/284538.html
теперь кричат, как же не обучать ребенка в год буквам, ведь можно обучать в игре! я еще раз напомню - это все равно знаковые системы, безразлично, в игре или не в игре. Преждевременное обучение знаковым системам отрицательно сказывается на развитии мышления.
Доктор Хельмут фон Кюгель - немецкий исследователь проблемы раннего развития ребенка:
"Увеличение числа нервных и психических расстройств, нарушений поведения у детей с ранним интеллектуальным развитием ужасает, однако все это предсказуемо, если исходит из природы ребенка… В конце концов начали решительно протестовать психологи и педиатры, приемные которых переполнились детьми, пострадавшими от раннего дошкольного обучения. Специальным комиссиям при министерствах еще предстоит в свете этого горького опыта разобраться с новой математической и логической дрессурой, ранним обучением чтению и методикой пословного чтения, да и вообще с безудержными экспериментами с излюбленными педагогическими идеями".

Р. Мур - американский профессор:
"Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы раннего школьного обучения ведут к успеху, напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться в школе позже".
Рудольф Штайнер - основатель вальдорфского движения:
"Следует как можно дольше оставлять ребенка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, "безинтеллектуальностью". Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в "безинтеллектуальности", он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации".
"Мышление как таковое, как внутренняя жизнь в отвлеченных понятиях в эти годы (до 7 лет) было бы преждевременным. Чем меньше педагог непосредственно воздействует на развитие способности суждения, чем больше он укрепляет ее опосредованно, тем лучше это скажется на всей последующей жизни человека".
Эда Ле Шан - американский писатель, автор популярной книги "Как выжить родителям":
"Не думаю, что какой-нибудь из методов воспитания разозлил меня больше, чем нынешний подход к интеллектуальному развитию, начиная с детского сада и кончая высшей школой. Мы торопимся вырастить из наших детей гениев, и не замечаем, что калечим самых одаренных - в конце концов, повергая их в ужас и заставляя чувствовать себя полнейшими неудачниками еще до того, как они прожили хотя бы 1/5 своей жизни.
Похоже, мы задались целью навсегда избавиться от детства. Никаких игр! Мы отвергаем то, что хоть как-то связано с детством, инфантильность должна быть изжита, во что бы то ни стало. И все это после долгих лет внимательных исследований, доказавших, что для нормального развития ребенок должен пройти все фазы роста, и боже избави нас торопить его!"
Э.М. Грюнелиус - организатор вальдорфского детского сада и школы:
"Против чего ребенок инстинктивно протестует, так это против формы порядка, которая сообщается ему в виде правил и понятий. Протест детей относится в первую очередь не к содержанию наших мероприятий как таковых, а к их форме в виде правил и понятий, относящихся к миру интеллектуального, к которому у ребенка доступа пока нет.
По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Недобрым и сложным он становится тогда, когда его оттуда вырывают, и прежде всего подталкиванием к ранней интеллектуализации. Понятия должны органически вырасти в человеке, как и все остальное. Тогда они приобретают глубину, силу убеждения и оригинальность. Понятия, усвоенные лишь памятью, приходится часто, как тяжелый груз волочить через всю жизнь".
http://www.mama-advice.ru/vospit/22.html
О раннем развитии - что же и как развивать?!
http://aksik.livejournal.com/372394.html
Как всегда, поступают вопросы - а что плохого в игровом изучении букв, цифр и т.п.? Другой тип вопросов: ну а что же делать?!

Сначала разберемся с первым. В игровой форме можно играть, а не изучать буквы - проку будет куда больше :). Детство - это очень короткая пора жизни, а то, что ребенок впитал в эту пору, будет влиять на всю последующую жизнь, в том числе - и на дальнейшее интеллектуальное развитие. Поэтому просто исходя из того, что жаль уходящего времени, не надо его тратить на то, что ребенок будет осваивать потом! Получается, что родители дают материал, который должен быть позже, и упускают тот, которому самое время!

[info]mama_nata все расскажет подробнее и сформулирует покрасивее :), я же изложу только нескольких основных принципов:

1. Материал для изучения должен побуждать работать все каналы восприятия, а в особенности - ведущий, кинестетический. Знаки и символы (например, буквы) никак сюда не укладываются. "Но как же! А кубики, а карточки с буквами?" - можно позвенеть кубиком, на котором нарисована буква. Но ничего нельзя сделать с САМОЙ БУКВОЙ, это символ! А ребенок должен в раннем детстве оперировать предметами! (должна еще заметить, что познание математики не начинается с цифр - до этого, когда количество обозначается символами, ребенок должен проделать огромную интеллектуальную работу, которой его лишают "игровые методики". так же и подготовка к чтению и грамоте не начинается с заучивания букв - любым, хоть самым игровым, способом)

2. Ребенок сначала должен изучать мир, а не получать сведения о нем. Мы же изолируем ребенка от изучения мира (см пункт 1 - не даем работы никаким каналам восприятия, а передаем вербально готовые знания, что ориетировано на логическое мышление, которое у ребенка еще не созрело). Если родители усиленно развивают логическое мышление в дошкольном возрасте специальными методиками, ОНО ВСЕ РАВНО НЕ БУДЕТ ВЕДУЩИМ. Ибо так задумала природа! В дошкольном возрасте мышление образное. То есть, можно развивать то, что есть (опираться на образное, а не на логическое), или не развивать, обкрадывая ребенка. Потому что, даже если обучать ребенка логике, знаковым системам, любым наукам - он получит сведения, запомнит их, но не будет способен к аналитическим действиям! Потому что - еще раз повторю, никакие методики не изменят законов природы, у ребенка будет слабо развито образное мышление и множество информации, к которой мозг не готов (логические операции не могут сформироваться по-настоящему даже под усиленным напором самых новейших методов). Кому интересно - можно почитать о развитии мозга и нейропсихологии. (Раннее детство - наглядно-действенное мышление, дошкольное детство - наглядно-образное).
А ведь именно от того, как развито ведущее образное мышление в дошкольном возрасте, будут зависеть дальнейшие интеллектуальные способности!

Окружающий нас мир много веков питал умы величайших ученых, делавших удивительные открытия. Неужели для наших детей он уже не годится, и его надо заменять "специальными пособиями"?

3. В детстве эмоциональная сфера является ведущей. Это верно и в отношении мышшления: ребенку необходима радость собственных открытий. Ему нужно задать вопрос и искать на него ответ, уметь пройти этот путь и радоваться от найденного решения. Мы же лишаем ребенка этого права: задать вопрос. А ведь это первый шаг для исследователя - постановка проблемы! Ребенку же сразу предлагаются готовые сведения, только учи, запоминай, но - ни в коем случае! - не думай.
И тем лучше ребенок будет задаваться вопросами, чем больше он получает материала для размышлений (то есть, трогает, нюхает, и т.п.).
Это не значит, что мы вообще ничего не сообщаем ребенку. КОнечно, мы объясняем малышу: вот - это дерево, а это листочек. Но вместо заучивания двух десятков пород деревьев и чтения детских энциклопедий, лучше посадить желудь, рассмотреть прожилочки на листике, поиграть с палочками-веточками. Вот тогда ребенок действительно получит информацию!

4. Мы живем в век, когда носителей информации довольно много, и она легко добывается. При таком развитии технологий очень странно делать упор в обучении на ЗАПОМИНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, чем и занимаются большинство родителей. Поскорее выучить, запомнить, научиться делать по шаблону, вставлять в заданные рамочки. Мышление при этом, ясное дело, не затрагивается - зачем? Вся работа достается механической, непроизвольной памяти. В итоге получается маленький живой компьютер - загрузили информацию, нажали кнопку, выдал. Родители счастливы - есть, чем похвастаться перед гостями! А ведь главное - это умение находить информацию, переработать ее, устанавливать причинно-следственные связи, и - кульминация! - создать качесвтенно новый "продукт"! Только креативность мышления имеет будущее. Не запоминание энциклопедических сведений, а создание отношений между полученными информационными потоками.
И вот именно основное качество мышления - креативность - формируется в игре (не в игровых методиках изучения букв и цифр!!! А в игре - сюжетно-ролевой, подвижной, и т.п.) и в творчестве (рисовании как творчестве, а не закрашивании образцов, лепке своих образов, а не заполнении готовых формочек, и так далее).

Rega
Старожил форума
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 07:11

#13 Сообщение Rega » 08 дек 2009, 21:02

В целом, очередное "бла-бла-бла" (с каких пор на этом форуме ценно мнение педиатров :lol: 8) ).

На мой взгляд, внимания заслуживает вот этот абзац:
Kievljanka писал(а): И вот именно основное качество мышления - креативность - формируется в игре (не в игровых методиках изучения букв и цифр!!! А в игре - сюжетно-ролевой, подвижной, и т.п.) и в творчестве (рисовании как творчестве, а не закрашивании образцов, лепке своих образов, а не заполнении готовых формочек, и так далее).
Во-первых, кто сказал, что дети, которых "рано развивают", не играют в сюжетно-ролевые игры, не творят, не лепят, не сажают деревья, не нюхают цветочки, не грызут веточки и т.д. :shock: ?

Во-вторых, в обычных детсадах, школах (и даже в Вальдорфских садах встречается) всегда рисуют, лепят по трафарету - ох, эти шаблонные уточки-корзиночки, выставленные вечером на радость родителям :twisted:. Единственный выход - домашний ребенок, а иначе, несмотря на отсутствие раннего развития, в ребенке все равно задушат искру творчества :( . По роду своей деятельности, я сталкиваюсь с детьми, родители которых никогда и слыхом не слыхивали о раннем развитии. Так эти дети не то, что креативно, вообще мыслить не умеют :evil: . Так что дело не в раннем развитии, в чем-то другом..., в прививках, видимо :lol: :twisted: .

В-третьих, если в дополнение ко всевозможным творческим и духовным играм-занятиям, 5-10 минут в день заполнить кубиками-карточками и т.п. (кстати, цифрам никто и не предлагает учить сразу, все начинается с количества), неужели так уж пострадает творческое начало ребенка :roll: ?

Так и не хотят приверженцы вальдорфской философии делиться опытом организации домашнего пространства-игр-занятий :? , видно все ограничивается "отдали в сад и успокоились" 8) .

lionfish
Заслуженный участник
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 03 окт 2008, 16:08

#14 Сообщение lionfish » 09 дек 2009, 19:06

По роду своей деятельности, я сталкиваюсь с детьми, родители которых никогда и слыхом не слыхивали о раннем развитии. Так эти дети не то, что креативно, вообще мыслить не умеют :evil: . Так что дело не в раннем развитии, в чем-то другом..., в прививках, видимо :lol: :twisted: .
Думаю, дело в телевизоре :D
В-третьих, если в дополнение ко всевозможным творческим и духовным играм-занятиям, 5-10 минут в день заполнить кубиками-карточками и т.п. (кстати, цифрам никто и не предлагает учить сразу, все начинается с количества), неужели так уж пострадает творческое начало ребенка :roll: ?
От 5-10 минут вреда, наверное, не будет. Но и польза одна: успокоить родителя. Я общалась с хорошим психологом, специалистом по дошкольникам и младшим школьникам, на эту тему. Он сказал, что сейчас большинство родителей (не берем в расчет тех, кому вообще на детей плевать) делают упор на когнитивное развитие в ущерб всему остальному, в частности эмоциональному. И что до 5-6 лет стоит скорее ограждать от чрезмерной интеллектуальной деятельности. Говорил, что понюхать-потрогать для ребенка важнее, чем прочитать-выучить.

Rega
Старожил форума
Сообщения: 315
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 07:11

#15 Сообщение Rega » 09 дек 2009, 19:23

lionfish писал(а):
Думаю, дело в телевизоре :D .
Может и в телевизоре. Опять же однозначности нет. Муж у меня большооой любитель телевизора, причем с детства - мы, когда о чем-то говорим: я - вот в этой книжке то-то; он - да, в таком фильме-мультике то-то :lol: . При этом с мышлением, в том числе творческим у него все в порядке, правда, в его детство телевидение было другим...
lionfish писал(а): Он сказал, что сейчас большинство родителей делают упор на когнитивное развитие в ущерб всему остальному, в частности эмоциональному. И что до 5-6 лет стоит скорее ограждать от чрезмерной интеллектуальной деятельности. Говорил, что понюхать-потрогать для ребенка важнее, чем прочитать-выучить.
Извините, но опять общие фразы. Что конкретно говорил замечательный психолог? В частности, хотелось бы узнать пример организации дня-недели ребенка, которого развивают в ущерб?

Иногда доводы противников раннего развития напоминают доводы противников гомеопатии: с одной стороны, кричат - методики раннего развития не работают (критикуя какую-то конкретную методику, но о каждой из них такое высказывание было), с другой стороны, пугают ужасными последствиями раннего развития. Истина, ИМХО, где-то посередине. Все хорошо в меру, ориентируясь на интерес конкретного ребенка. Методику опять же брать не слепо, а анализируя, и опять же адаптируя ее для конкретного ребенка.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость