Аюрведа

Задаем вопросы проф. Кулкарни и получаем его ответы.
Сообщение
Автор
Enema

Re: Аюрведа

#16 Сообщение Enema » 27 дек 2006, 07:42

Мариам писал(а): Очень бы хотелось узнать мнение гомеопатов об аюрведе. Мне подарили "аюрведическую аптечку", средство из которой - гепатрим - помогло моей знакомой победить хронич. тонзиллит. Не знаю, в том ли дело... Вообще, хотелось бы узнать, как гомеопатия в целом относится к аюрведе.
Пока ждем Аджита, попробую-таки ответить на вопрос автора топика :)

Аюрведа - происходит от двух санскритских корней: "аюс" - жизнь и "веда" - знание или наука. Насчитывает от 5 000 до 6 000 лет.
Это самодостаточная система оздоровления, имеющая свою философию.

1. Гомеопатия к аюрведе никак не относится. Это другое самостоятельное мировоззрение, существующее параллельно.

2. Тем не менее сходство аюрведы с гомеопатией есть. Это целостный подход к человеку, направленный на гармонизацию не только тела человека, но и его эмоций, разума, души, как единой системы.
Аюрведа считает, что причина болезни в нарушении этой гармонии, а также гармонии с природой.
Это всегда индивидуальный подход к каждому человеку.

3. Аюрведа гораздо шире, чем гомеопатия, которая использует микродозы веществ, назначаемые по принципу подобия. В арсенале аюрведы и особые препараты, изготовленные по особому принципу из веществ растительного и животного происхождения, и организация питания (особая диета), и физические упражнения, и массаж, и ароматерапия, и музыка, и медитация.
Принцип воздействия аюрведических средств иной, чем в гомеопатии, анти-патический. Если в гомеопатии дается подобие болезни, человеку, жизненной ситуации, в которой оказался человек, то аюрведические средства направлены на уравновешивание системы, путем усиления недостающих дош и ослабления черезмерных, перевозбужденных дош.
Для справки:
в Аюрведе индивидуальность составляют три животворные начала или доши - вата, питта и капха. Они и определяют особенности обмена веществ, работу различных органов, формируют внешний облик и даже образ мыслей и чувства человека. Каждый человек обладает собственным соотношением этих трех сил, данным от рождения.

Аватара пользователя
Александр Коток
Администратор сайта
Сообщения: 17650
Зарегистрирован: 18 янв 2004, 18:39
Контактная информация:

#17 Сообщение Александр Коток » 11 фев 2007, 16:47

Ответ проф. Кулкарни

Аюрведа и гомеопатия. Концепции и взаимоотношения

Аюрведа и гомеопатия – два столпа альтернативной медицины. Между двумя методами имеется очень много общего. Приводимый ниже анализ сходства и различий позволит читателю лучше разобраться в теме.

1. Природа и аюрведа

Согласно древним воззрениям индуизма, все в этом мире состоит из пяти бхут (элементов), как-то: притви (земля), апа (вода), теджа (огонь), вайу (воздух) и акаша (эфир). Эта концепция, именуемая панчбхута, была принята аюрведой и укоренилась в ней.

Гомеопатический подход. Положение «то, что присутствует в природе, присутствует и в человеческом организме» имеется и в гомеопатии. Взаимоотншения между природой и лекарством раскрывается через доктрину сигнатур и символическое представление предмета. Уитмонт, Гутман, Кэтрин Култер – вот некоторые из тех, кто понимает сущность лекарств с точки зрения природы, составных частей элементов ( в природе и у человека), связывая химию и физиологию.

Примеры: Sil – более земная, Nat-mur – представитель элемента воды, Sulph – огненный, Phos - воздушный, а в Can-ind имеется сильное влияние эфира.

2. Концепция болезни

Малы – это отходы организма (главных три: стул – пуриша, моча – мутра и пот - сведа). Когда существует правильный баланс между образуемым для построения организма и выводимым из него, то в в организме создается гармония - дхатус. Существуют три основные конституциональные силы - вата, питта и капха. Изменения в малах приводит к активизации тех или иных дош, а те, в свою очередь, расстраивают дхатус.

Гомеопатический подход. Концепция трех дош сходна с концепцией трех миазмов. Каждый из нас рождается с тремя миазмами. Но для развития болезней важна ненормальная активность одного из них. В состоянии здоровья они уравновешены, тогда царят мир и покой. Гармония означает интеграцию. Миазматическая активность остается скрытой. Повышение миазматической активности в силу влияния экзогенных и эндогенных факторов снижает уровень жизненности, что приводит к ненормальным эмоциям, ощущениям и патологиям – манифестации болезни.

3. Конституциональное осмысление

Конституциональные особенности человека приписываются преобладанию или недостатку дош в момент его зачатия. Некоторые люди с момента зачатия в материнской утробе имеют равновесие или гармонию вата, питта и капхи. У некоторых преобладает вата, у некоторых – капха, у некоторых – питта. Те, у кого имеется равновесие дош, всегда здоровы, в то время как те, у кого преобладает одна из дош, подвержены болезням.

Гомеопатический подход. Конституциональное назначение занимает центральное место как в гомеопатии, так и в аюрведе. Оба метода учитывают конституциональные особенности человека. Теория миазмов представляет собой синтетическое понимание конституции в ее совокупности. Конституция целиком зависит на передаче миазматических сил и преобладании одного или нескольких миазмов. Дальнейшее развитие болезни обусловлено доминирующим миазмом (см. мое письмо к редактору в конце статьи).

4. Причины болезней

Для развития болезни необходимы три составные части:

1) Ниданы или предрасполагающие причины, нарушающие доши
2) Сами доши и
3) Душайи или нарушенный дхатус. Ниданы не могут вызвать болезнь сами по себе, воздействуя на дхатус; они сначала должны воздействовать на доши и исказить их, после чего измененные доши в свою очередь воздействуют на дхатус или душайи и вызывают болезни.

Аюрведа объясняет здоровье и болезнь очень систематично, последовательно и логично.

Гомеопатический подход. Это именно то, что подчеркивает гомеопатия. Для развития болезни необходимы три составляющие: 1. Хозяин 2. Раздражающий агент 3. Восприимчивость хозяина
Следует помнить, что сильный иммунитет означает нормальную восприимчивость, в то время как слабый иммунитет означает болезненную восприимчивость. Именно она предрасполагает человека к тому, чтобы протягивать болезнетворные воздействия. Пока нет предрасположенности, нет соответствующего состояния организма и болезни.

5. Концепция диагноза

Диагноз в аюрведе не означает только названия болезни, это много большее. Для начала, диагноз составляется из предрасполагающих причин, предварительных указаний (пурварупа), симптомов (рупа) и полного названия болезни (сампрапти). Затем составляется диагноз дату-вайшамья.

Гомеопатический подход. Гомеопат должен поставить полный диагноз, включающий диагноз болезни и диагноз человека. Метод диагностики аюрведы очень напоминает гомеопатический диагноз. Предрасполагающие причины, фундаментальные причины, болезнь на функциональных и структуральных уровнях – все это рассматривается как синтетический феномен и тщательно изучается в гомеопатии.

6. Стадии болезни

Болезнь проходит пять стадий: чайя, пракопа, прасара, пурва-рупа и рупа. Каждая стадия имеет свои собственные признаки и симптомы. Знать стадии болезни необходимо с терапевтической точки зрения, поскольку одно и то же лекарство может оказаться бесполезным и даже вредным, будучи назначенным на неправильной стадии болезни. Кроме того, нарушения редко происходят в отдельной доше, а у пациентов, страдающих от одной и той же болезни, комбинация задействованных дош может различаться. Все это должно быть распознано и оценено. Диагноз ставится на основе истории пациента, появления и развития болезни, а также симптомов. К этому дополняются сведения о пищеварении пациента, исследование его пульса и выделений организма (кал и моча). Все это говорит врачу, практикующему аюрведу, какая доша расстроена.

Гомеопатический подход. Оценка развития процесса болезни имеет в гомеопатии первостепенную важность. Он изучается вглубь с учетом времени и пространства. Знание Материи медики недостаточно, если не учитываются фазы эволюции болезни. Эволюционная совокупность симптомов собирается по кусочкам из истории пациента для планирования его дальнейшего ведения - преобладание миазма, выбор потенции, повторение дозы, а также клинический диагноз.

7. Лечение

В аюрведическом лечении болезни врач старается изменить диагностированное нарушение равновесия дош с помощью диеты и лекарств.

Гомеопатический подход: В холостическом подходе, каким является гомеопатия, диета занимает особое положение, помимо лекарств, назначаемых для восстановления здоровья.

8. Лекарственное сырье

Аюрведические лекарства главным образом готовятся из растений, хотя минералы и иногда препараты животного происхождения используются также. Есть несколько способов, посредством которых лекарства измельчаются и из них приготовляются порошки, растворы, сброженные жидкости, таблетки, лекарственные масла и т.д.

Гомеопатический подход: Гомеопатия также использует лекарства из растительного царства, а также препараты из минералов и животных. Лекарства измельчаются и выдаются в виде порошков, жидкостей и таблеток.

9. Комментарии

1. Аюрведа не использует только закон подобия; закон различия используется также.

2. Аюрведа использует лекарства главным образом в сыром и материальном виде. Имеются сведения об эффективности ослабленных (аттенуированных) доз лекарств. Всегда существует опасность отравления, если лекарства в необработанном виде пациент получает долго, особенно лекарства из минералов -например, тяжелых металлов.

3. Диетических ограничений в аюрведе намного больше. Им трудно следовать в современной жизни, поскольку темп ее резко укорился и человек далеко отошел от природы.

4. Хотя аюрведа в лечении следует принципу индивидуализации, лишь очень немногие врачи, практикующие этот метод, придерживаются этого правила. Компании выпускают препараты с измененными составами и комбинированные лекарства, они продаются с помощью сетевого маркетинга и т.д. Все это превращает аюрведу в разновидность рынка ценных бумаг, где интересы пациента на втором плане.

* * *
Уважаемый редактор,

Мое письмо имеет отношение к теме карцинозина, а именно статье д-ра Дж. Д. Анджанейули «Карцинозин, лекарственная картина».

Миазматический анализ, предлагаемый д-ром Анджанейули, должен быть рассмотрен серьезно. Разделение на три миазма и отнесение к определенным миазмам предрасположений, поведенческих ответов, клинических состояний должно быть стандартизовано. Даже двести лет спустя после появления миазматической теории субъективность автора или практикующего врача играет свою роль. И это, если я не ошибаюсь, продолжается со времен Ганемана. Распределение Ганеманом большинства болезненных состояний по псоре, сикозу и сифилису, представляет собой лишь гипотезу. Гипотезой это остается и в наши дни, свидетельствуя о нехватке стандартизации и методологической согласованности.

Считается, что в фундаменте, на котором покоится здание нашей науки, должна быть ясность, а это возможно лишь тогда, когда всё, относящиеся к основам, осмыслено вглубь и вширь. Фактически, проблема связана не только с миазмами, но также с кардинальными принципами гомеопатии – подавлением, уровнями, законом излечения Геринга, чувствительностью, восприимчивостью, конституцией и т.д.

Концепция миазмов – синтетическая теория понимания человека, отражаемая в терминах «здоровье», «болезнь» и «лечение». Она рассматривает конституцию как неделимое единство и раскрывает взаимоотношения между различными отделами медицинской науки, такими как физиология, патология, биохимия, психология, психиатрия и т.д. и конституцией человека.

Она призывает медицинскую науку взглянуть на процесс развития во всей его совокупности. Поэтому она фокусируется на причине и следствии, собранных вместе. Она фокусируется на феномене с момента его возникновения, потом следит, как он набирает энергию, достигает зенита и завершается. Каждый компонент Вселенной имеет собственную основу, собственные качества, собственную энергию, осбственные фазы и стадии, собственные разветвления и пока он не изучен во всей этой совокупности, нельзя сказать, что мы изучили его всеобъемлюще.

Д-р Анджанейулу относит, например, заторможенность (dullness) к сифилитическому миазму. Почему? До тех пор, пока заторможенность четко не определена, относить ее к тому или иному миазму будет неверным. Временная заторможенность, вызванная ответом на факторы возбуждения – псорический ответ. Заторможенность, переходящая в инертность, торпидность, отражающая замедление процессов хронического типа, указывает на сикоз. Заторможенность, приводящая к саморазрушению или агрессии, направленной на других, имеет сифилитический характер. Необходимо определить качества заторможенности – причину, следствие, предрасположенность – чтобы дать ей миазматическую характеристику.

Сказанное выше верно и для забывчивости, беспокойства, изменчивости, пугливости и т.д.

Каждый рождается со всеми эмоциями. Подобно этому, каждый рождается с тремя миазмами, но их активность различна в каждый момент жизни. Миазм не привязан к болезненному состоянию. На преобладание определенного миазма указывают качество болезненного состояния во взаимосвязи с конституцией энергия, темп, патология.

Гомеопатическое сообщество должно пытаться устанавливать стандарты на научном уровне, чтобы избежать путаницы. Это поможет нам перейти от личных восприятий отдельных людей к более широкому концептуальному уровню, достигнув этого с помощью логики, научного эксперимента и умозаключения.

С уважением,
Д-р Аджит Кулкарни
Благостью лихость не изоймешь

Аватара пользователя
Мариам
Старожил форума
Сообщения: 393
Зарегистрирован: 12 дек 2006, 00:53
Откуда: Москва
Контактная информация:

#18 Сообщение Мариам » 19 фев 2007, 21:17

замечательно!
спасибо докторам Кулкарни и Котоку

Gennadiy
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 16 дек 2006, 01:48

Вопрос к проф. Аджиту Кулкарни.

#19 Сообщение Gennadiy » 01 мар 2007, 21:10

Как Вы оноситесь к книге
Bhattacharyya Benoytosh "The science of Tridosha: the three cosmic elements in homeopathy"
Calcutta, Mukhopad heydy 1975.
И каковы перспективы работ по взимопроникновению гомеопатической и аюрведической систем медицины.

Закрыто

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя