Страница 1 из 3

№442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживания...

Добавлено: 10 фев 2014, 04:57
Mareline
28 декабря 2013 г. был подписан Федеральный закон Российской Федерации №442-ФЗ от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступает в силу 1 января 2015 г.

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Федерального закона "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации" (взято отсюда: http://www.arks-org.ru/index.php?option ... 7&Itemid=4)

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» устанавливает систему социального сопровождения семей. Она была предложена Общественной палатой РФ в 2010 году. Её автор и основной лоббист, руководитель организации «Право ребенка», член Московской Хельсинской группы Борис Альтшулер предложил ввести в России элементы западной ювенальной системы, выражающиеся в установлении государственного контроля над любой семьей с возможностью внесудебного изъятия детей и передачи их на патронатное воспитание в т.н. «фостерные» (профессиональные) семьи. Этот проект вызвал волну общественного недовольства и действовавшая в то время Администрация Президента РФ Дмитрия Медведева законопроект не пропустила.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» система социального сопровождения не раскрывается. Она именуется «содействием гражданам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи» (статья 22 Закона). Кто и по каким критериям будет определять необходимость предоставления гражданам такой помощи, в Законе не установлено. Согласно статье 28 Закона механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению осуществляется на основе регламентов межведомственного взаимодействия, определяющих содержание и порядок действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подобные регламенты межведомственного взаимодействия (соглашения о межведомственном взаимодействии) приняты в большинстве регионов России. Они представляют собой подзаконный акт, определяющий алгоритм действий всех органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае выявления нарушения их прав (работа со случаем, которую Борис Альтшулер в своём альтернативном докладе в ООН именует кейс-менеджментом). Это однотипные документы, которые характеризуются чрезвычайно широкими критериями, на основании которых государственные органы приобретают право вмешиваться в семью.

Так, регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации), принятый в 2011 году в г. Москве, относит к таким критериям отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, отсутствие или неудовлетворительные жилищные условия и т.д. (перечень не закрыт), отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка, смерть одного из родителей, уход отца/матери из семьи, развод родителей, конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями, семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение, алкоголизм или наркомания детей, наличие признаков жестокого обращения с детьми, в том числе психического или иного насилия со стороны родителей, и др.

Каждый из этих критериев может послужить основанием для вмешательства чиновников в дела семьи с возможностью изъятия из них детей, в том числе помещения их при живых родителях в социально-реабилитационные центры (приюты) без решения суда и на сколь угодно долгие сроки (ст. 13 ФЗ № 120 от 24.06.1999 г.) или передаче в приемные семьи (ст. 155.1 Семейного кодекса РФ).

Именно благодаря регламентам межведомственного взаимодействия в России возникла порочная практика отбирания детей из семей из-за бедности и по другим незаконным основаниям. Являясь документами подзаконного уровня и сомнительного правового свойства, они, тем не менее, ограничивают конституционные права граждан, в частности право на защиту семьи и на воспитание детей (части 1 и 2 статьи 38 Конституции РФ), право на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну (статьи 23, 25 Конституции РФ).

Федеральный закон легализует регламенты межведомственного взаимодействия как источники права, а также узаконивает проводимый на их основе социальный патронат и другие способы вмешательства в семьи.

Кроме того, Закон ставит практически все семьи, имеющие несовершеннолетних детей, под контроль государства, что нарушает принцип невмешательства кого - либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 26.05.2011 г. N 875-О-О указал, что, данный принцип является конкретизацией положения статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства. То есть, нарушение этого принципа вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и с данной конституционной нормой.

Таким образом, в Федеральном законе устанавливается система вмешательства государства в частную жизнь семей с возможностью отбирания из них детей по усмотрению чиновников на основании широких, неопределенных критериев.

В Законе декларируется, что социальное обслуживание осуществляется на принципе добровольности. Однако согласно статье 14 Закона заявление о социальном обслуживании могут подать как сам гражданин, так и другие граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также субъекты межведомственного взаимодействия (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и другие организации, занимающиеся защитой прав детей). В Законе не сказано, что для подачи заявления требуется согласие получателя социальных услуг.

Кроме того, в статье 22 Федерального закона указано, что социальное сопровождение не является социальной услугой. Это значит, во-первых, что на него не распространяется принцип добровольности социального обслуживания, и, во-вторых, что эти вопросы не относятся к предмету правового регулирования данного закона и, следовательно, должны быть исключены из его текста.

Не смотря на то, что соцсопровождение не относится к сфере социальных услуг, меры социального сопровождения включаются в план предоставления социального обслуживания, который определяет существенные условия, которые являются обязательными для заключения договора социального обслуживания (пункт 3 статьи 10 Закона). Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных условий влечет отказ в предоставлении социальных услуг (пункт 2 статьи 11 Закона). Данное положение не согласуется со статьями 7, 39 Конституции Российской Федерации, гарантирующими гражданам социальное обеспечение независимо от выполнения каких-либо условий.

Помимо этого, как было указано ранее, отказ от социального сопровождения может повлечь судебное или внесудебное изъятие ребенка из семьи.

То есть, принцип добровольности, установленный в Законе, предполагает возможность отказа от предоставления социальных услуг (пункт 4 статьи 9 Закона), но этот отказ чреват не только ущемлением конституционного права на социальное обеспечение, но и возможностью потерять ребенка.

Согласно статье 15 Федерального закона основаниями для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании являются наличие в семье детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, отсутствие попечения над детьми, наличие конфликтов, насилия в семье и т.д.

Однако наличие в семье детей, даже испытывающих трудности с адаптацией, ещё не является основанием для социального обслуживания. Между тем, понятие трудной жизненной ситуации как универсального критерия отнесения семей к нуждающимся в социальном обслуживании в процессе рассмотрения Федерального закона в Государственной Думе было из его текста исключено.

Что же касается семейного насилия, то указанное понятие в законе не раскрывается, что может привести к его расширительному толкованию (как это часто происходит в международной практике, когда насилием признаются нормальные действия родителей по воспитанию детей) и необоснованному вмешательству в дела семьи. Обращает на себя внимание и то, что закон одним из направлений социального обслуживания указывает помощь в воспитании (а не в содержании) детей.

Вызывают вопросы и положения статьи 20 Федерального закона, которые содержат открытый перечень срочных социальных услуг. Кроме того, само понятие данного вида услуг нуждается в конкретизации.

В Законе также содержатся вопиющие нормы в сфере профилактики нуждаемости в социальном обслуживании, в целях которой законопроект позволяет прийти в абсолютно любую семью без какого-либо повода или сигнала, устраивать там проверки в поисках причин, которые могут привести к возникновению нуждаемости в социальных услугах, то есть когда граждане ещё ничего не совершили (пункт 6 статьи 3, статья 29 Закона). Эти положения попирают основные демократические права и свободы граждан, такие как неприкосновенность жилища и частной жизни, конституционные принципы презумпции невиновности и добросовестности родителей. А отсутствие каких-либо законодательных критериев раннего неблагополучия оставляет неограниченные возможности для произвола и коррупции чиновников.

Закон позволяет органам государственной власти привлекать для этих целей коммерческие организации и НКО, а также благотворителей и добровольцев. Но действия этих лиц не могут быть обжалованы в судебном порядке и они не подлежат привлечению к должностной ответственности в случае злоупотребления возложенными на них государственными полномочиями, что также может привести к произволу и коррупции в данной сфере.

Согласно пункту 8 статьи 31 Федерального закона финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, а также предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату (частичную плату).

Однако, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту при внесении его в Государственную Думу сказано, что затрат на его реализацию из федерального бюджета не потребуется. То есть, экономические последствия принятия данного Федерального закона не просчитывались и не оценивались.

Федеральный закон не предусматривает никаких расходов из федерального бюджета на реальную помощь гражданам. Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта его положения лишь «систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения». То есть, Федеральный закон узаконил фактически созданную в настоящее время в России систему работы с семьями, которая во многом носит ювенальный характер.

Федеральный закон предусматривает, что в информационных системах в области социального обслуживания будет осуществляться сбор, хранение, обработка и предоставление информации о получателях социальных услуг (регистр получателей социальных услуг) на основании предоставляемых поставщиком социальных услуг данных (пункт 1 статьи 26 Закона).

То есть, Закон предполагает формирование банков данных на основе информации, предоставляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию населения. Согласия, или даже оповещения самих граждан о сборе, хранении, обработке и передаче данных о них, законопроектом не предусматривается. При этом содержащийся в законе перечень персональных данных является открытым и не всегда обусловлен необходимостью предоставления социальной услуги (статья 26 Закона).

Кроме того, согласно статье 6 Закона информация, содержащаяся в информационных системах, используется для мониторинга социального обслуживания, проведения государственного контроля (надзора) в области социального обслуживания и иных целей, определяемых нормативными правовыми актами органов государственной власти, то есть подзаконными актами.

Данные положения позволяют использовать информацию о получателях социальных услуг в неопределенных целях, что может привести к нарушению требований законодательства о защите персональных данных.

Статья 34 Федерального закона предусматривает, что общественный контроль в области социального обслуживания осуществляется общественными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Данное положение ограничивает право общественных объединений на участие в осуществлении общественного контроля в области социального обслуживания по другим вопросам в соответствии с их уставными задачами.



Общественный центр правовых экспертиз



и законопроектной деятельности

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 10 фев 2014, 05:12
Mareline
По моему мнению, этот закон - прототип западной ювенальщины, если не сама ювенальщина (смотря как и как скоро это все будет реализовано). Меня эта проблема очень сильно волнует, в контексте с отсутствием прививок тоже. Теперь все данные о ребенке, посещающего сад или школу, будут доступны органам соц.обслуживания (будут создаваться единые базы данных). Уж не знаю, как органами соц. опеки будет трактоваться отсутствие прививок (недостаточная забота о здоровье ребенка?), я думаю, этот факт в удобном случае в любое время может использован против родителя непривитого ребенка. И теперь, похоже, бодание с врачами поликлиник для подписи карты в дет/сад без прививок, при разобщении непривитых и привитых ОПВ в садах, придется делать не с таким размахом, а то и совсем прекратить. Ведь теперь соц. опека рулит. Вот такие грустные мысли. Кто что думает на этот счет? Есть какая-то вероятность отменить этот закон? Нужно что-то делать!...

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 10 фев 2014, 13:31
Air
Право на выбор - прививать не прививать - дано нам Федеральным законом.
О чем тут еще говорить?

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 10 фев 2014, 17:13
Надежда Герман
Право на отказ от мед.вмешательства тоже никто не отменял.

Не думаю, что всё будет идти исключительно с ущербом для граждан.
Да, люди будут попадать под этот государственный механизм, но не думаю, что это будут юридически подкованные граждане.

Выход один - самообразовываться в юридическом поле.

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 02:21
котея
прочитала- ужаснулась....неужели мы это допустим?? а кругом тишина по этому поводу- за олимпиадой все наблюдают......

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 08:34
mitrula
А вы заметили, что наше правительство уже не первый раз вот так "под шумок" принимает что-нибудь эдакое?
В прессе ни слова, там обсуждают что-нибудь совершенно отвлеченное. Типа выпустили Ходорковского, олимпиада. Все в восторге. А пока все в восторге...
Тактика такая.

Интересно, а разве можно еще на что-то повлиять? Сейчас? Под олимпиаду было бы неплохо, но уверена, что наверху все продумано...

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 08:41
Mareline
Air писал(а):Право на выбор - прививать не прививать - дано нам Федеральным законом.
О чем тут еще говорить?
Дело в том, что ЮЮ (ювенальная юстиция) не подчиняется судам общей юрисдикции, т.е. ей побоку все наши фз, конституция. Этот механизм стоит над судебной системой страны, и полностью от нее независим. По крайней мере так происходит в Европе, и за это же ратуют либералы у нас. Как конкретно это будет (будет ли?) реализовано в РФ и как скоро - не известно. Но наглядный пример, как это происходит в Европе сейчас , у нас перед глазами. Детей изымают из семьи без суда и следствия, буквально за пересоленный суп и т.д. Это механизм разрушения института семьи, т.е.государства. Мировому правительству не нужна сильная Россия, Европа и т.д. Ему нужна аморфная биомасса, которой легко управлять. Но это отдельная тема. В общем, надо держать ухо востро.

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 08:47
mitrula
Мой бывший муж не хотел иметь детей, утверждая, чтт человечество все равно скоро вымрет. В лучшем случае останутся одни китайцы

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 09:56
Nosss
Тут немного о возможных проблемах, связанных с этим законом http://profamilia.ru/read/1292?utm_sour ... C%D0%B8%29
Что мы можем сделать? Помогать организациям, защищающим интересы семьи. Стараться быть в курсе последних событий, знать "ходы-выходы". Ну и объединяться, держаться вместе.

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 15:14
Натали262
А вот если конкретно. Я в поликлинике с дитем на профосмотрах в 1,5 года не была, 2 исполнилось недавно, не была. Прививки, Манту - отказы. Обращалась пару месяцев назад в связи с травмой (после травмпункта контроль у Лора). И все. Ждать теперь незваных гостей, что ли?

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 15:52
Air
Натали, да бросьте :D
Мы еще на первом году с поликлиникой завязали, только карту в сад делать пришли в год и четыре. Сыну сейчас два и два - почти год в поликлинике не были. Сомневаюсь, что это повод интересоваться нами.

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 17:05
Надежда Герман
Я думаю, что не стоит паниковать по поводу именно того обзора, который приведен выше.
Нужно читать сам текст закона. И Рассматривать его статьи в конкретных ситуациях.

Вот здесь другой обзор из другого источника:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/517850/

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Обзор документа

В сфере соцобслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход.
В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.
Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.
Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.
В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.
Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах - несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.
К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 17:59
juva
Вот текст закона. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 12 фев 2014, 19:02
Nosss
П. Парфентьев тоже достаточно спокойно относится к новому закону. Наиболее радикальных элементов, имевших место быть в отклоненном законе о соц. патронате, в законе о соц. обслуживании, по его словам, нет. Присутствует принцип добровольности, т.е. человек имеет возможность отказаться от предлагаемых услуг. С другой стороны, он отмечает следующие факторы риска:

1) Недостаточно четкое описание ситуации, когда требуется вмешательство. Например, в законе используется непонятный термин "насилие в семье".
2) Человека могут признать нуждающимся без его на то согласия по наводке третьих лиц. Правильнее было бы сначала просто предложить свои услуги. Тогда отказываться от них было бы проще.
3) Деятельность по профилактике трудной жизненной ситуации в новом законе не включена в состав социальных услуг. Поэтому на нее не распространяются принципы добровольности (возможности отказа). Это наиболее важный недостаток по мнению Парфентьева.

В каких направлениях П. Парфентьев предлагает работать дальше:

1) Добиваться внесения изменений в уже принятый закон. На это есть еще год.
2) Добиваться формирования практики применения закона, отвечающей интересам семьи.

Это я кратко попытался пересказать содержание видео-беседы по ссылке выше.

Re: №442-ФЗ от 28.12.2013 Об основах социального обслуживани

Добавлено: 13 фев 2014, 00:36
Надежда Герман
http://med-info.ru/content/view/4962

В Женеве завершила свою работу 65-я сессия Комитета ООН по правам ребенка. В рамках заседания Комитета членам российской делегации, которые приехали на мероприятие, чтобы отчитаться о состоянии сферы защиты прав детей в РФ, было задано около 200 вопросов о выполнении Российской Федерацией Гаагских Конвенций и Факультативных протоколов к Конвенции ООН, принятых Генеральной Ассамблеей в 2000 году, касающихся участия детей в вооруженных конфликтах, а также международного похищения детей.

Многие вопросы со стороны экспертов ООН касались отказа от введения в России ювенальной юстиции. Экспертов Комитета ООН интересовали причины непринятия ювенальных технологий, в частности, ювенальных судов.

Как сообщает пресс-служба Уполномоченного по правам ребенка при Президенте России, Павел Астахов ответил на это, что ювенальная юстиция, какой ее видит Запад, в России неприемлема. «В уголовном судопроизводстве РФ есть специальные судьи в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда от февраля 2011 года, которые проходят спецподготовку, плюс с 1 января 2013 года появились апелляционные суды. Основная задача — обеспечить детям доступ к правосудию — у нас выполнена, все дела по несовершеннолетним рассматриваются по особым правилам. Для нас вопрос введения ювенальной юстиции не актуален», — подчеркнул Уполномоченный, добавив, что родители и общественность имеют полное право высказывать свое мнение по этому вопросу.