РЕШЕНИЕ
г. Омск 12 декабря 2017 года
Ленинский районный суд г. Омска (ул. Труда 29 А каб.110)
в составе судьи Усенко Е.В.,
при секретаре Макухиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске жалобу Бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска «Детский сад № 253 общеразвивающего вида» на постановление заместителя главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Ряполовой Н.А. № 1945/17 от 07 ноября 2017 года, которым Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № 253 общеразвивающего вида», <данные изъяты> признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Совершение правонарушения вменяется в вину Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Омска «Детский сад № 253 общеразвивающего вида» (далее по тексту - Учреждение) при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Управления Роспотребнадзора по Омской области № 1284/16 г. Учреждение было привлечено к административной ответственности за совершение предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ правонарушения с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Штраф оплачен ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов в ходе плановой выездной проверки Роспотребнадзором по <адрес> соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Бюджетным дошкольным образовательным учреждением <адрес> «Детский сад № общеразвивающего вида», по адресу <адрес>, установлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ст.ст. 11, 28, 17, ч.ч. 1,3 ст. 29, ч. 3 ст. 39,ч. 2 ст. 25; СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" п.п. п.п. 1.9, 6.2, 5.1, 5.4, 5.5, 7.1, 7.7,7.8,7.10, 8.3, 4.16, 6.21, 13.14,17.6, 13.15,17.7,17.8, 13.3,13.13, 6.21, 7.10, 17.1, 17.6, 17.14, 19.5, 13.3, 15.3, 14.11,14.21, 13.1, 13.2, 14.2, 14.1, 15.5, 15.6, 15.3, 13.1, 13.2, 13.3, 4.35, 1.1,3.1,3.9,18.2.4;
СанПиН 2.12.2645 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п.п. 4.1, 4.2, 2.1, 2.3;
СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» п.5.13;
СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» п. 18.3;
СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза» п.п. 1.3, 4.3.5, 5.1, 5.2, 5.2;
СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» п.п. 12.2, 12.3;
СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» п.п. 11.3, 11.8;
СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ» п.п. 4.1, 16.1, 16.5, 16.7;
СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней» п.п. 6.1, 8.3;
СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» п.п. 1.3, 5.2, 5.6, 5.7;
"СанПиН 2.1.2.2646-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" п.п.4.1, 4.2,2.1,2.3, а именно:
1 - превышается предельная наполняемость групп детьми: в 1-младшей группе (площадь на 1 ребенка составляет 1,6 м2 вместо 2,5 м2, группа рассчитана на 20 детей, списочный состав 32 ребенка), в дошкольных группах площадь на 1 ребенка составляет от 1,3-1,56 м2 вместо 2 м2, группы рассчитаны на 22-28 детей, списочный состав 35-36 детей);
2 - количество шкафов для одежды и обуви детей в приемных групп не соответствует списочному количеству детей ("Вишенки"- 28 шкафов вместо 35, "Рябинушка"- 28 шкафов вместо 36, "Пчелки"- 28 вместо 35, "Огоньки"- 28 вместо 35, "Непоседы"- 32 вместо 36, "Солнышко"- 32 вместо 35);
3 - не предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей в приемной группы "Вишенки", "Рябинушка"- (под 8 шкафчиками не оборудованы сушильные устройства), "Огоньки"- под 4 шкафчиками, "Непоседы"- шкафчики с 1 стороны);
4 - в приемной группы "Рябинушка" - отстает побелка потолка у стены;
5- в приемной группы "Рябинушка"- в рабочем состоянии только 1 светильник из 4-х, в группе "Солнышко" - из 4-х светильников работает два, в туалетной группы "Солнышко" светильник не имеет защитной арматуры;
6 - отопительные приборы не укомплектованы защитными экранами в игровой (частично) и туалетной группы "Рябинушка", в спальне и тамбуре приемной группы "Пчелки", в туалетной группы "Огоньки", в переходе между приемной и буфетной и в групповой группы "Непоседы", в музыкально - физкультурном зале;
7 - часть окон имеют трещины стекла или стыкованные стекла вместо цельного стеклополотна в спальнях групп "Вишенки", "Непоседы", "Солнышко" игровой группы "Рябинушки", в игровой группы "Пчелки", в музыкально - физкультурном зале, в варочном зале пищеблока;
8 – стены и потолки местами оштукатурены и не покрыты краской, что не позволяет проводить качественно влажную уборку и дезинфекцию в спальне группы «Пчелки» и буфетных групп «Непоседы», «Солнышко»;
9 – линолеум имеет значительные дефекты настила в спальнях групп «Пчелки», «Огоньки», «Непоседы»; в приемной группы «Огоньки», в приемных групп «Пчелки», «Непоседы» линолеум с дефектами настила в области швов, в игровой «Рябинушка» - линолеум не проведен под плинтуса с 2-х сторон, что не позволяет проводить качественно влажную уборку и дезинфекцию;
10 - в умывальных групп недостаточно индивидуальных ячеек для полотенец ("Вишенка" -имеется 31 ячейка, детей по списку 35; "Рябинушка"- 28 ячеек вместо 36, "Огоньки"- 30 ячеек вместо 35, "Непоседы"- 30 ячеек вместо 36, "Солнышко" - 23 вместо 35);
11 - в буфетных групп "Вишенка", "Пчелки", "Солнышко" двухсекционные моечные ванны для мытья столовой посуды имеют дефекты и сколы эмали, что не позволяет проводить их качественную обработку;
12 - в буфетных групп для дезинфекции посуды на период карантина установлены емкости недостаточного объема, которые не позволяют замачивать посуду одномоментно;
13 - в буфетных групп используется эмалированная посуда с дефектами эмали (группа "Вишенки"- кастрюля "салат", группа "Пчелки"- ведра для 1 и 2 блюда); недостаточно решетчатых сушек для просушивания посуды, предназначенной для переноса пищи из пищеблока в группе "Вишенки", "Пчелки", "Непоседы";
14 - уборочный инвентарь в туалетной группы "Непоседы" хранится вне шкафа;
15 - на пищеблоке используются светильники, не имеющие пылевлагонепроницаемой защитной арматуры;
16 - в постирочной отсутствует шкаф для хранения уборочного инвентаря;
17 - учреждение не обеспечено постельным бельем из расчета 3 комплекта на 1 ребенка (в наличии 414 наволочек и 481 простыней, 576 пододеяльников вместо 627 штук и 442 полотенец для лица и ног вместо необходимых 1254 шт) и 2-мя комплектами наматрасников (в наличии 376 вместо 418 штук), исходя из списочного состава детей 209;
18 - отсутствует шкаф для хранения спецодежды персонала пищеблока;
19 - используются доски РВ, PC- с зазорами и трещинами, доска ОС из прессованной фанеры;
20 - согласно протоколу испытаний готовых блюд на калорийность № от 06.10.2017г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" калорийность первого блюда (суп картофельный с горохом) завышена на 41%, калорийность третьего блюда (компот из свежих яблок) занижена на 15,5%; содержание витамина С в третьем блюде (порции) занижено на 12,9% (составляет 24,1 мг/100г вместо 27,7мг/100г);
21 - бытовой холодильник для молочной продукции в складском помещении, малого объема, пакеты хранятся в нем навалом; складское помещение для хранения овощей не оснащено холодильным оборудованием;
22 - не оборудовано место для хранения уборочного инвентаря на пищеблоке, инвентарь хранится по цехам;
23 - складское помещение для хранения овощей не укомплектовано контрольным термометром;
24 - в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок, не указывается предыдущая партия суммируется с последующей, что не позволяет оценить конечный срок реализации продукции;
25 - при оценке фактического питания детей по меню с 2-11 октября 2017г. установлена повторяемость соусов в течение 2-х смежных дней: молочный соус выдан в ужин 11.10.2017 и на завтрак 12.10.2017, сметанный соус выдан в обед 4 и 5 октября; 2,6,9 октября в обед не предусмотрена закуска; не соблюдаются суммарные объемы порций: для детей от 1-3 лет занижены в ужины 2,3,4,6,9 дня- 377-397г вместо 400-500г.;
26 - при оценке цикличного меню установлена повторяемость соусов в течение 2-х смежных дней: в 4 и 5 дни, 7,8,9 дни обеда и в ужины 8 и 10 дней - сметанный соус, в ужины 3 и 5 дня- молочный соус;
27 - по накопительной ведомости, просчитанной за сентябрь 2017г. не выполнены среднесуточные нормы выдачи продуктов на 1 ребенка в день: дети с 3-7 лет - 12- часовой режим пребывания - по картофелю на 42г, овощам на 185г, фруктам на 39г, сокам на10 г, по кондитерским изделиям на 17,5г, сухофрукты не включались в сентябре, маслу растительному на 2,6г, яйцу на 8г, по мясу на 17,5г; перевыполнение норм отменено по крупам и бобовым на 7 г; дети с 1-3 лет - 12- часовой режим пребывания- не выполнены нормы по муке на 11,7г, по картофелю на 50г, по овощам на 134 г., по сокам на 10 г., фруктам на 46,5 г., маслу растительному на 2,75 г.; яйцу на 9 г., творогу на 10 г., мясу на 20 г., рыбе на 5 г., перевыполнены нормы по крупам и бобовым на 19,5 г. и кондитерским изделиям на 9 г.;
28 – на пищеблоке недостаточно цельнометаллических столов, используется стол из пластика на котором установлены контрольные весы;
29 - сушильный барабан установлен в стиральном цехе постирочной, что не исключает пересечение потоков чистого и грязного белья;
30 - не завершены работы по кронированию и сносу деревьев на территории групповых площадок и по периметру участка дошкольного учреждения: согласно акту обследования территории от 21.09.2016г., комиссией в составе члена Администрации <адрес> по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений в г. ФИО4- агронома СО ДЭУ ЛАО БУ <адрес> "УДХБ" подлежит обрезке 29 деревьев, сносу- 40 деревьев;
31 - отмечаются дефекты шифера крыш теневых навесов для групп "Рябинушка", "Солнышко", "Непоседы";
32 - на сотрудников образовательного дошкольного учреждения представлены сведения об одной прививке против кори в возрасте до 55 лет: ФИО5, ФИО6, ФИО7, Шапкина Т.Б (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125 Н "Национальный календарь профилактических прививок" работники образовательных учреждений относятся к группе риска и должны иметь 2 прививки против кори в возрасте до 55 лет);
33 - не проводятся дезинвазионные мероприятия в период лечения детей с диагнозом энтеробиоз, а также в течение 3 дней после его окончания (экстренное извещение №143 от 06.06.17г, №144 от 06.06.2017 г., № 218 от 28.08.2017г., №16887 от 18.05.2017г., №24354 от 03.08.2017 г. №286 от 02.09.2016 г. диагноз энтеробиоз);
34 - отсутствует регистрация и учет паразитарной заболеваемости (экстренные извещения №143 от 06.06.17г, №144 от 06.06.2017 г., № 218 от 28.08.2017г., №16887 от 18.05.2017г., №24354 от 03.08.2017 г. № 286 от 02.09.2016 г. диагноз энтеробиоз) в журнале учета инфекционных заболеваний установленной формы;
35 - емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств не имеют надписи с указанием назначения и предельного срока годности раствора;
36 - на момент проверки 02.10.2017 г. нарушена кратность проведения генеральной уборки в процедурном кабинете, последняя дата проведения ДД.ММ.ГГГГ, (данные журнала проведения генеральных уборок в медицинских кабинетах, в соответствии с санитарными требованиями генеральная уборка проводится 1 раз в неделю);
37 - не проводится обследование на гельминтозы и кишечные протозоозы детей при профилактических осмотрах;
38 - не выполняются требования к санитарному состоянию и содержанию помещений дошкольного образовательного учреждения и требования к соблюдению противоэпидемического режима, нарушен режим обработки объектов окружающей среды: в смыве в игровой группы "Непоседы" со стены (проба №) обнаружены яйца остриц контагиозного гельминтоза, что создает условия для распространения паразитарного заболевания и заражения детей и персонала (протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертное заключение по результатам лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ № ГД/Л);
39 - в детскую организацию допущены без заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания дети, которым не проводилась ежегодная туберкулинодиагностика - ФИО11, 2014 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО12, 2013 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО13, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО14, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО15, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО16, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО17, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ контактная с больным туберкулезом); ФИО18, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО19, 2012 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО20, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО21, 2012 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО22, 2012 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО23, 2012 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО24, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО25, 2011 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО26, 2012 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); Тараканова Варвара 2013 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); Тараканова Василиса, 2013 г.р. (последняя проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ); ФИО27, 2012 г.р. (последняя проба Манту ДД.ММ.ГГГГ);
40 – не обеспечено проведение пробы Манту 2 раза в год ребенку, не вакцинированному против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка ( ФИО28, 2013 г.р., туберкулинодиагностика проведена в 2016 года 1-кратно; ребенку, больному хроническим неспецифическим заболеванием органов дыхания (Швед и., 2011 г.р., туберкулинодиагностика проведена ДД.ММ.ГГГГ, 12ю056.2017 г.);
41 – не обеспечено направление на консультацию в противотуберкулезный диспансер в течение 6 дней с момента постановки пробы Манту детей с положительной реакцией на туберкулин, не связанной с предыдущей иммунизацией против туберкулеза - ФИО29 2013 г.р. (проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ, папула 7 мм.; 2016 г. - папула 6 мм., 2015 г. - нет сведений о проведенной туберкулинодиагностике, 2014 г. - папула 10 мм., ранее у фтизиатра не обследован); ФИО30, 2011 г.р. (проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ - папула 5 мм., ДД.ММ.ГГГГ, папула 9 мм., 2016 г. - нет сведе-ний о проведенной туберкулинодиагностике, 2015 г. - папула 9 мм., 2014 г. - папула 9 мм., ранее у фтизиатра не обследована); ФИО15, 2011 г.р. (проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ, папула 11 мм., 2015 г. - нет сведений о проведенной туберкулинодиагностике, 2014 г. - папула 10 мм., 2013 г. - папула 13 мм., диагноз "ПВА", 2012 г. - папула 6 мм.); ФИО31, 2011 г.р. (проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ папула 5 м.м., 2016 г. – нет сведений о проведенной туберкулинодиагностике, 2015 г. папула – 4 м.м., 2013 г. – папула 4 мм., 2012 г – папула 6 м.м., ранее у фтизиатра не обследован); ФИО32, 2011 г.р. (проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ, папула 6 мм, 2016 г. - папула 7 мм., 2015 г. - папула 6 мм., 2014 г. - папула 6 мм., 2013 г. - папула 9 мм., 2012 г. - па-пула 9 мм., ранее у фтизиатра не обследован); ФИО33, 2013 г.р. (проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ, папула 7 мм., 2016 г. - нет сведений о проведенной туберкулинодиагностике, 2014-2015 г.г. - папулы 8 мм., 2013 г. - отрицательная, ранее у фтизиатра не обследован); ФИО34, 2011 г.р. (проба Манту от ДД.ММ.ГГГГ, папула 8 мм., 2016 г. - папула 8 мм., 2015 г. - нет сведений о проведенной туберкулинодиагностике, 2014 г. - папула 9 мм., 2013 г. - папула 10 мм., 2012 г. - папула 12 мм., ранее у фтизиатра не обследована).
В жалобе Учреждение просит постановление отменить, и снизить размер назначенного штрафа до 50 000 рублей. Указывает, что по превышению наполняемости групп детьми Учреждение принимает детей в соответствии с направлениями департамента образования Администрации <адрес>. Просит учесть, что средняя посещаемость составляет 94 ребенка при списочном составе – 211 детей.
Остальные нарушения не могут быть устранены по причине отсутствия денежных средств. Направлены обращения в департамент образования Администрации <адрес> о выделении денежных средств на приобретение технологического и холодильного оборудования, на ремонт постирочной, групп. Приобретены три холодильника.
Нарушения, связанные с медицинским обслуживанием, произошли в период нахождения медицинского работника в декретном отпуске. В настоящее время медицинский работник в Учреждении имеется
В судебном заседании представитель Учреждения ФИО9 подтвердила доводы жалобы.
Свидетель ФИО10 – главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения. Выявленные нарушения представляют угрозу жизни и здоровью детей и персонала учреждения.
На л.д. имеется распоряжение заместителя главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Учреждением. С распоряжением представитель Учреждения ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
На л.д. имеется акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ с 08 часов до 11 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 15 часов до 17 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов до 14 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 12.30 часов до 16.30 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов до 17 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов до 13 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов до 16 часов, в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> помещений, занимаемых Учреждением, по адресу: <адрес>, выявлены указанные в описательной части решения суда нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
На л.д. имеется протокол испытаний готовых блюд на калорийность № от ДД.ММ.ГГГГ, и заключение к нему.
На л.д. имеется протокол испытаний прочих объектов на микробиологические показатели № от ДД.ММ.ГГГГ, и заключение к нему.
На л.д. имеется протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что при проверке помещений, занимаемых Учреждением по адресу: <адрес>, установлены указанные в описательной части решения суда нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
На л.д. имеется экспертное заключение по результатам лабораторных исследований № ТД/Л от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что нарушение санитарного режима в Учреждении может способствовать возникновению и распространению паразитарных заболеваний среди воспитанников учреждения.
На л.д. имеется приказ №-кр от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на должность заведующей Учреждения ФИО9
На л.д. имеется свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на Детский сад №, расположенный по адресу: <адрес>.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы административного производства, прихожу к следующему.
Действия Учреждения были обоснованно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения.
Указанные в описательной части решения суда нарушения вменены в вину Учреждению обоснованно.
В соответствии с положениями ст.ст. 11, 28, 17, ч.ч. 1,3 ст. 29, ч. 3 ст. 39,ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":
Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения:
1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
2. При организации питания в дошкольных и других образовательных организациях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
Статья 28. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения
1. В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статья 39. Утверждение санитарных правил
3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций":
1.9. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
6.2. Раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала.
Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.
В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
5.1. Стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
5.4. Потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха (производственные цеха пищеблока, душевые, постирочные, умывальные, туалеты и другие) окрашиваются влагостойкими материалами.
5.5. Для пола используются материалы, допускающие обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфекционных растворов.
7.1. Уровни естественного и искусственного освещения в дошкольных образовательных организациях должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
7.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. Размещение светильников осуществляется в соответствии с требованиями к размещению источников искусственного освещения помещений дошкольных образовательных организаций (Приложение N 2).
7.8. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7.10. Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру. В помещениях пищеблока и прачечной - пылевлагонепроницаемую защитную арматуру.
8.3. Ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
Ограждения из древесно-стружечных плит не используются.
4.16. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
6.21. В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей.
13.14. В моечной и буфетных вывешиваются инструкции о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфекционных средств.
Посуду и столовые приборы моют в 2-гнездных ваннах, установленных в буфетных каждой групповой ячейки.
Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется путем полного погружения с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40 °C, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65 °C (вторая ванна) с помощью гибкого шланга с душевой насадкой и просушивается на специальных решетках.
Чашки моют горячей водой с применением моющих средств в первой ванне, ополаскивают горячей проточной водой во второй ванне и просушивают.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых кассетах (диспенсерах) в вертикальном положении ручками вверх.
Столовую посуду для персонала моют и хранят в буфетной групповой ячейки отдельно от столовой посуды, предназначенной для детей.
13.15. Для обеззараживания посуды в каждой групповой ячейке следует иметь промаркированную емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфекционном растворе. Допускается использование сухожарового шкафа.
17.16. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, спальные мешки проветриваются непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки и периодически на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны. Рекомендуется один раз в год постельные принадлежности подвергать химической чистке или обработке в дезинфекционной камере.
7.7. При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил.
При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся противоэпидемические мероприятия персоналом дошкольной образовательной организации.
17.8. При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил.
При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
13.3. Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям:
- столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими;
- для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски. Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из дерева твердых пород (или других материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции) без дефектов (щелей, зазоров и других);
- доски и ножи должны быть промаркированы: "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "гастрономия", "Сельдь", "Х" - хлеб, "Зелень";
- посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должна быть изготовлена из материалов, безопасных для здоровья человека;
- компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду;
- кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению;
- количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду. Посуда хранится в буфетной групповой на решетчатых полках и (или) стеллажах.
13.13. Столовая и чайная посуда выделяется для каждой группы из расчета не менее одного комплекта на одного ребенка согласно списочному составу детей в группе. Используемая для детей столовая и чайная посуда (тарелки, блюдца, чашки) может быть изготовлена из фаянса, фарфора, а столовые приборы (ложки, вилки, ножи) - из нержавеющей стали. Не допускается использовать посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и столовые приборы из алюминия.
6.21. В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей.
17.1. Все помещения убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткую мебель и др.).
Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи.
Влажная уборка спортивных залов проводится 1 раз в день и после каждого занятия. Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, маты - с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Во время генеральных уборок ковровое покрытие подвергается влажной обработке. Возможно использование моющего пылесоса. После каждого занятия спортивный зал проветривается в течение не менее 10 минут.
17.10. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты; прикрывать их следует только при резком перепаде температур воздуха помещений и наружного воздуха. По мере загрязнения их очищают от пыли.
17.6. Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).
17.14. Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Все белье маркируется.
19.5. Работники пищеблока должны быть обеспечены специальной одеждой (халат, колпак или косынка), не менее трех комплектов на 1 человека. Специальная одежда должна храниться в отдельном шкафу. Не допускается совместное хранение в одном шкафу спецодежды и личных вещей. Работники пищеблока не должны во время работы носить кольца, серьги, принимать пищу и курить на рабочем месте.
13.3. Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям:
- столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими;
- для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски. Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из дерева твердых пород (или других материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции) без дефектов (щелей, зазоров и других);
- доски и ножи должны быть промаркированы: "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "гастрономия", "Сельдь", "Х" - хлеб, "Зелень";
- посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должна быть изготовлена из материалов, безопасных для здоровья человека;
- компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду;
- кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению;
- количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду. Посуда хранится в буфетной групповой на решетчатых полках и (или) стеллажах.
5.3. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение 10).
В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 - 15% от калорийности рациона, жиров 30 - 32% и углеводов 55 - 58%.
При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также в соответствии с рекомендуемым ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение N 11).
14.11. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо обеспечить выполнение технологии приготовления блюд, изложенной в технологической карте (Приложение 7), а также соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
Котлеты, биточки из мясного или рыбного фарша, рыбу кусками запекают при температуре 250 - 280 °C в течение 20 - 25 мин.
Суфле, запеканки готовятся из вареного мяса (птицы); формованные изделия из сырого мясного или рыбного фарша готовятся на пару или запеченными в соусе; рыба (филе) кусками отваривается, припускается, тушится или запекается.
При изготовлении вторых блюд из вареного мяса (птицы, рыбы) или отпуске вареного мяса (птицы) к первым блюдам порционированное мясо подвергается вторичной термической обработке - кипячению в бульоне в течение 5 - 7 минут и хранится в нем при температуре +75 °C до раздачи не более 1 часа.
Омлеты и запеканки, в рецептуру которых входит яйцо, готовятся в жарочном шкафу, омлеты - в течение 8 - 10 минут при температуре 180 - 200 °C, слоем не более 2,5 - 3 см; запеканки - 20 - 30 минут при температуре 220 - 280 °C, слоем не более 3 - 4 см; хранение яичной массы осуществляется не более 30 минут при температуре 4 +/- 2 °C.
Оладьи, сырники выпекаются в духовом или жарочном шкафу при температуре 180 - 200 °C в течение 8 - 10 мин.
Яйцо варят после закипания воды 10 мин.
При изготовлении картофельного (овощного) пюре используется овощепротирочная машина.
Масло сливочное, используемое для заправки гарниров и других блюд, должно предварительно подвергаться термической обработке (растапливаться и доводиться до кипения).
Гарниры из риса и макаронных изделий варятся в большом объеме воды (в соотношении не менее 1:6) без последующей промывки.
Колбасные изделия (сосиски, вареные колбасы, сардельки) отвариваются (опускают в кипящую воду и заканчивают термическую обработку после 5-минутной варки с момента начала кипения).
При перемешивании ингредиентов, входящих в состав блюд, необходимо пользоваться кухонным инвентарем, не касаясь продукта руками.
14.21. В целях профилактики недостаточности микронутриентов (витаминов и минеральных веществ) в питании детей используются пищевые продукты, обогащенные микронутриентами.
Витаминизация блюд проводится с учетом состояния здоровья детей, под контролем медицинского работника и при обязательном информировании родителей о проведении витаминизации.
Технология приготовления витаминизированных напитков должна соответствовать технологии, указанной изготовителем в соответствии с инструкцией и удостоверением о государственной регистрации. Витаминизированные напитки готовят непосредственно перед раздачей.
При отсутствии в рационе питания витаминизированных напитков проводится искусственная C-витаминизация. Искусственная C-витаминизация в дошкольных образовательных организациях (группах) осуществляется из расчета для детей от 1 - 3 лет - 35 мг, для детей 3 - 6 лет - 50,0 мг на порцию.
Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот или кисель) после его охлаждения до температуры 15 °C (для компота) и 35 °C (для киселя) непосредственно перед реализацией.
Витаминизированные блюда не подогреваются. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника (при его отсутствии - иным ответственным лицом).
Данные о витаминизации блюд заносятся медицинским работником в журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд (таблица 2 Приложения N

13.1. Пищеблок дошкольной организации должен быть оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений рекомендуется принимать в соответствии с Приложением N 4. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть исправно.
13.2. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
14.1. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в дошкольные образовательные организации осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность.
При централизованной поставке продукции и продовольственного сырья (из комбината питания, школьно-базового предприятия и других), для подтверждения качества и безопасности продукции и продовольственного сырья, допускается указывать в товарно-транспортной накладной сведения о номере сертификата соответствия, сроке его действия, органе, выдавшем сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или производителя (поставщика), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший.
Продукция поступает в таре производителя (поставщика).
Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) должны сохраняться до окончания реализации продукции.
Входной контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок (Приложение N 5), который хранится в течение года.
Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
14.2. Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией.
Контроль соблюдения температурного режима в холодильном оборудовании осуществляется ежедневно, результаты заносятся в журнал учета температурного режима в холодильном оборудовании (Приложение 6), который хранится в течение года.
15.5. Примерное меню должно содержать информацию в соответствии с Приложением N 12. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур для детского питания. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается.
Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены согласно Приложению N 7.
Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню.
15.6. Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.
Суммарные объемы блюд по приемам пищи должны соответствовать Приложению N 13.
15.3. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение 10).
В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 - 15% от калорийности рациона, жиров 30 - 32% и углеводов 55 - 58%.
При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также в соответствии с рекомендуемым ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение N 11).
13.1. Пищеблок дошкольной организации должен быть оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Набор оборудования производственных, складских помещений рекомендуется принимать в соответствии с Приложением N 4. Все технологическое и холодильное оборудование должно быть исправно.
13.2. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.
13.3. Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда должны отвечать следующим требованиям:
- столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллическими;
- для разделки сырых и готовых продуктов следует иметь отдельные разделочные столы, ножи и доски. Для разделки сырых и готовых продуктов используются доски из дерева твердых пород (или других материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами, подвергающихся мытью и дезинфекции) без дефектов (щелей, зазоров и других);
- доски и ножи должны быть промаркированы: "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "гастрономия", "Сельдь", "Х" - хлеб, "Зелень";
- посуда, используемая для приготовления и хранения пищи, должна быть изготовлена из материалов, безопасных для здоровья человека;
- компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду;
- кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь должны быть промаркированы и использоваться по назначению;
- количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду. Посуда хранится в буфетной групповой на решетчатых полках и (или) стеллажах.
4.35. В дошкольных образовательных организациях рекомендуется предусматривать постирочную. Помещения стиральной и гладильной должны быть смежными. Входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными.
3.1. Территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.
Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. <адрес>ов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки.
Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.
При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.
При проектировании дошкольных образовательных организаций на территории выделяется место для колясок и санок, защищенное навесом от осадков.
3.9. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м.
Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года.
18.2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:
- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;
- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;
- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;
- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).По окончании уборки в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в отведенном для него месте.
В соответствии с п. 18.3 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»:
18.3. Перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Внеплановая иммунизация граждан при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней проводится на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном, объектовом уровне - на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.