Музыкальное образование

А мы всегда правильно понимаем своих детей? И правильно реагируем? Попробуем разобраться вместе...
Ответить
Сообщение
Автор
Маргарита
Старожил форума
Сообщения: 1501
Зарегистрирован: 17 ноя 2006, 23:26
Откуда: г. Псков

Музыкальное образование

#1 Сообщение Маргарита » 30 ноя 2008, 22:50

Вопрос возник из постов мамы-Тани, да интересно и другие мнения послушать. Хочется сыну (5 лет) заниматься на каком-нибудь инструменте. Дома есть и игрушечные пианино, и гусли, и флейты с губными гармошками. Тянет его именно к фортепиано. Как приходим к кому-нибудь в гости, у кого есть инструмент, - не оторвать ребенка. И красиво старается играть.
У меня "фортепианного" образования вообще нет, потому вопрос встает о музыкальной школе.
Ровесницы сына уже ходят, кто с 4-х, кто с 5-ти лет, в музыкалку. Но девочки есть девочки.
Подскажите, у кого мальчишки приблизительно в этом возрасте начинали заниматься на фортепиано и других инструментах. Какие плюсы/минусы всплыли по ходу в начале обучения.
Говорила со своей хорошей знакомой историком музыки. Она не советует начинать в 5 лет с фортепиано, потому что клавиатура не приспособлена под маленькую детскую руку.
Интересны любые мнения по поводу музыкального образования!

Аватара пользователя
мама-Таня
Старожил форума
Сообщения: 239
Зарегистрирован: 22 фев 2007, 19:46
Откуда: Украина

#2 Сообщение мама-Таня » 01 дек 2008, 00:26

Как я поняла мое мнение вы уже знаете, но вот еще ссылочки по музыкальному образованию (может кому интересно :wink: )
http://cadenza.ru/forum/viewtopic.php?t=12
http://forum.mykanon.com/viewforum.php? ... b5637e9c2a

mamafedora
Заслуженный участник
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 27 янв 2007, 23:05
Откуда: Москва

#3 Сообщение mamafedora » 01 дек 2008, 12:26

я окончила музыкальную школу, и редко видела людей, подходящих к инструменту после окончания этого учебного заведения. Хотя исключения, конечно, бывают. Хор, сольфеджио, специальность, музлитература - очень серьезная нагрузка для ребенка даже младшего школьного возраста. И это накорню губит интерес.
Педагог, которого я очень уважаю, вырастила двух сыновей, влюбленных в музыку (они уже студенты мехмата). Она утверждает, что класса до 4-5 лучше бы заниматься у педагога. А потом уже поступать в музыкалку, не в первый класс, конечно.
И еще она говорит, что для старших дошкольников и младших школьников лучший инструмент - флейта. На нем легче играть, чем на фортепиано. И полезнее (дуть - полезно для мозга и дыхательной системы)

Наталья Йылмаз
Старожил форума
Сообщения: 636
Зарегистрирован: 17 янв 2005, 12:53
Откуда: Санкт-Петербург - Всеволожск
Контактная информация:

#4 Сообщение Наталья Йылмаз » 01 дек 2008, 18:38

Насчет музыкальной школы - толку с нее никакого. Испытано на себе. Да и многие знакомые дети ее посещали. Увы, толку мало. Особенно обидно, когда у ребенка отбито желание играть на инструменте и вообще любовь к музыке, что сплошь и рядом. Увы, пороки школы обычной имеют место и в музыкальной. Это тоже Система.
Надо искать ХОРОШЕГО педагога. Мы вот нашли, и не нарадуемся. Моей дочери 5 с половиной лет, учится играть на пианино, ходит с большим удовольствием три раза в неделю по часу.
Причем педагог должен уметь работать с маленькими детьми. Они не могут целый час играть, у нас занятие состоит из нескольких частей, тут и развитие слуха, и ритма, и ноты потихоньку учат, ставят руку правильно (для этого, кстати, специальные упражнения надо дома с ребенком делать).
В общем, мы довольны, не знаю, как дальше пойдет, но вот уже два месяца хорошо все.
privivki@rambler.ru Газета «Родительский дом»: естественные, в т.ч. домашние роды, ГВ, альтеранативная медицина в здоровье матери и ребёнка, фитотерапия, гомеопатия, критика вакцинации. Книги для думающих родителей

Аватара пользователя
natala
Старожил форума
Сообщения: 186
Зарегистрирован: 18 авг 2007, 08:56
Откуда: Чернигов, Украина

#5 Сообщение natala » 08 дек 2008, 00:19

:oops: решила вот рассказать о себе :oops:

первые 2 года у меня была добрая и нежная учительница, мы жили в ГСВГ (военные гарнизон), потом переехали в союз и вот тут понеслось.... мало того, что моя мама ничего не понимает и не слышит, так еще и советчиков у нее появилось.......тьма тараканья и преподаватель меня не полюбила!

музшколу я дико ненавидела все годы, начиная с 3 класса, а училась 8 лет. После этого мама поставила мне условие: что так как денег у нее на мое образование нет, то я должна поступить и закончить музучилище и тогда могу быть свободна на все 4-ре стороны!
И вот тут начинается самое удивительное! В училище я встречаю педагогов по призванию и влюбляюсь в музыку, заканчивая с отличием. :cry: Но понимаю, что работать с детьми я не умею и это в тот момент времени (98 г) меня не прокормит - ухожу в экономику.

Сейчас с огромным удовольствием хожу в оперный театр и филармонию, играю на фортепиано, когда есть возможность и с огромной нежностью и благодарностью вспоминаю людей, которые смогли мне показать, что это не каторга!! А удивительный мир! Это образование дало мне многое, как в навыках, так и в умениях и знаниях. Своих детей я бы обучала, но иначе!!!(нежели это делали мои)

Согласна с Натальей, что больше толку в просто хорошем педагоге, пусть даже без медалей и званий, но любящим свое дело. Очень благодарна Пархоменко Андрею Владимировичу (сейчас живет в МАО) и Евсеенко Августе Николаевне (Украина)

Аватара пользователя
пух
Старожил форума
Сообщения: 829
Зарегистрирован: 13 апр 2005, 12:31
Откуда: Москва

#6 Сообщение пух » 08 дек 2008, 10:58

Сама окончила обычную муз. школу, ну не могу сказать, что была каторга :wink: , но и не могу сказать, что научили музыцировать :( . Своих ребят вожу в студию, которая занимается с детьми музыкой по системе Валерия Брайнина http://moscow.brainin.org/. С 2-3 летними детьми получасовые занятия, где много песенок и движения, хотя и уже дают азы сольфеджио. С 4-5 летними детьми занимаются сольфеджио с частичками муз. литературы и хор (по желанию). На инструмент стараются брать лет с 6 и после одного года сольфеджио. Можно и раньше 6 лет, но ИМХО детям тяжело еще координироваться, если только у ребенка сами руки не встанут и координация хорошая 8) .
Пытаюсь думать своей головой...тяжело...

Enema

#7 Сообщение Enema » 08 дек 2008, 17:02

Сама окончила обычную муз. школу, ну не могу сказать, что была каторга , но и не могу сказать, что научили музыцировать
пух, а чему научили то? :roll: Сколько лет учились?
Я вот тоже не пойму, как можно 7 лет учиться в муз школе и ничему не научиться?
У меня есть идея фикс - научиться играть на аккордеоне :lol: В муз школе училась на гитаре, но хочется именно на аккордеоне, гитару не люблю почему то :lol: :lol: :lol: Наверное по той же причине, что и все :wink:

Маняша
Заслуженный участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 26 май 2008, 18:12
Откуда: Киев

#8 Сообщение Маняша » 08 дек 2008, 20:30

Я работаю преподавателем в муз. школе, могу сказать, что ребенка, если нет планов делать из него профессионального музыканта, действительно лучше не в школу отдавать, а заниматься с педагогом частно, причем с тем, который умеет работать с малышами (специфика несколько отличается). В школе нет возможности индивидуального подхода к ребенку, т.к. постоянно подстегивают академ. концерты и экзамены, а в таких условиях очень сложно именно развивать, а не натаскивать.
По-поводу инструмента, я думаю это не принципиально, при занятиях на фортепиано активнее работают пальчики -а это прямая связь с развитием умственных способностей, вокал и духовые - для здоровья хорошо. В общем, на любителя.
Начинать заниматься можно хоть в 2 года. Есть очень много интересных методик, по которым не сходу за инстумент усаживают, а начинают слушать музыку, петь, пальчиковую гимнастику делать.

Аватара пользователя
пух
Старожил форума
Сообщения: 829
Зарегистрирован: 13 апр 2005, 12:31
Откуда: Москва

#9 Сообщение пух » 08 дек 2008, 21:16

Enema писал(а):
Сама окончила обычную муз. школу, ну не могу сказать, что была каторга , но и не могу сказать, что научили музыцировать
пух, а чему научили то? :roll: Сколько лет учились?
Я вот тоже не пойму, как можно 7 лет учиться в муз школе и ничему не научиться?
У меня есть идея фикс - научиться играть на аккордеоне :lol: В муз школе училась на гитаре, но хочется именно на аккордеоне, гитару не люблю почему то :lol: :lol: :lol: Наверное по той же причине, что и все :wink:
О, я еще можно сказать "идеальный" вариант любителя получилась :lol: :lol: . После муз. школы играла в оркестрах, а в университете играла в музыкальном театре. С большим удовольствием слушаю классику :D . Но вот импровизировать на инструменте, подбирать аккомпанимент и т. п. - увы :( .
Старший в 7 лет может услышанную мелодию (конечно простую :D ) записать нотами, вычислить ритм, расставить тактовые черты, вычислить паузы (это при том, что он обычный не музыкальный ребенок).
Пытаюсь думать своей головой...тяжело...

Аватара пользователя
Poleska
Старожил форума
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 17:11
Откуда: Киров

#10 Сообщение Poleska » 09 дек 2008, 09:55

Музыкальная школа полезна детям сама по себе, не зависимо от того, станут ли они великими музыкантами, или нет. Особенно полезна игра на скрипке: развивает моторику, целеустремленность, внимательность и прочее прочее. Хотя многие считают что скрипка развивает еще и скалиоз,или что-то там ,связанное с постоянным наклоном головы... Но не все в этом убеждены. НУ раз фортепиано, то фортепиано. Сама закончила музыкалку, помню последний год меня заставляли, еле еле, закончила. Но иногда сейчас сажусь , играю (правда уж все позабыла). Ксати у меня педагог был - моя мама :) Так что от препода конечно многое зависит, но не все. Я иногда просто ненавидела музыкалку!
Но точно могу сказать: не надо ожидать от ребенка сверх результатов или делать из него звезду - пусть учится в свое удовольствие, хотя доля настойчивости со стороны родителей быть конечно должна - это же все таки ШКОЛА! Очень полезная!

Kvitka
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 18 дек 2008, 16:47
Контактная информация:

#11 Сообщение Kvitka » 04 янв 2009, 00:57

Если ребенок проявляет интерес- надо стимулировать.
Мой одноклассник ходил в музыкальную школу на класс фортепьяно с 5 лет. И никаких проблем с размером клавиш не испытывал. Прекрасно играл. При этом был нормальным мальчишкой, без намеков на "ботаника".

Я тоже училась в муз.школе. Играть я любила, а вот учиться- нет.
Музыка для меня- чувства. А тут приходилось учить ее,как математику. :evil: Но, проблема была в преподавателях. Когда по сольфеджио и муз.литературе пришла новая учительница- все пошло,как по маслу.
По специальности тоже были проблемы. Сначала была хорошая добрая учительница. Я ходила на ее занятия с удовольствием, под ее руководством выступала на концертах и конкурсах, была отличницей и гордостью школы. Вообще все ее ученики были такими.
Потом она ушла в декрет, и нас, юных талантов, захапала училка,жаждущая признания и славы на учительском поприще. Она заставляла нас репетировать до умопомрачения. Помню,как от бесконечных репетиций заплетались пальцы, и выступления проходили уже на последнем издыхании.
А, вот, когда на смену ей пришла другая. Стало еще хуже. Она воспринимала нас,как должное. Все ее обучение заключалось в криках и битье по рукам.
Все это отбило напрочь учиться музыке. Родители слышать об этом не хотели. И мне пришлось просто прогуливать. Мысли о занятиях наводили на меня ужас. Помню,как много раз стояла под стенами школы,дрожа от страха.
Но, после того,как я прогуляла всю вторую четверть, об этом узнали родители. Меня немного поругали, и перевели к другой учительнице. Той самой первой, доброй и хорошей. Благо,она тогда уже вышла из декрета.
Прошло уже много лет после окончания школы. Я с удовольствием играю на пианино. Когда мне хорошо, когда мне плохо...
С доброй учительницей поддерживаем связь, теперь болтаем,как подруги. Иногда встречаю ту,которая била по рукам. Лювлю себя на мысли, что все еще боюсь ее. Даже,пока писала, вспотела от воспоминаний.

Выбирайте для своих деточек преподавателей тщательно. Благо,сегодня есть такая возможность. :D

Аватара пользователя
пух
Старожил форума
Сообщения: 829
Зарегистрирован: 13 апр 2005, 12:31
Откуда: Москва

#12 Сообщение пух » 06 янв 2009, 18:01

Д.К.Кирнарская
(проректор Российской академии музыки им. Гнесиных,
профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук)
Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу
Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая...
Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:
1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!
2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от
героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!
3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами,
запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.
4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не
один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.
5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает
понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по
уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.
6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему
придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание,
амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».
7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в
старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на
сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в
будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт
информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;
Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.
Пытаюсь думать своей головой...тяжело...

ElenaZ
Старожил форума
Сообщения: 394
Зарегистрирован: 09 мар 2005, 15:43
Откуда: Москва

#13 Сообщение ElenaZ » 06 янв 2009, 20:50

А почем нынче в Москве частный педагог для маленького? И вот эти продвинутые школы - во сколько обходится обучение?

edelweise
Заслуженный участник
Сообщения: 91
Зарегистрирован: 24 дек 2006, 18:48
Откуда: Москва

#14 Сообщение edelweise » 12 янв 2009, 14:07

Недавно наткнулась вот на такую интересную статью...

О ВОСПРИЯТИИ ЗВУКА

Ощущения и восприятия - это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Все анализаторы состоят из трех отделов:
- периферического рецептора (глаз, ухо, и т.д.);
- нерва-проводника
- центра в коре головного мозга.
Каждый образ, создаваемый на основе действия анализатора – это комплекс условных связей, а не простое (зеркальное) отражение.
Слуховые восприятия, как и зрительные, являются следствием выработанных в прошлом условных связей, они – результат жизненного опыта. То, что может слышать ребенок, зависит от качества условных связей, сформировавшихся ранее.

Главное, чтобы ребенок умел вслушиваться или рассматривать, а не загружать его анализаторы непомерным количеством раздражителей. Мельтешение изображений (телевизор) или музыка в качестве фона только притупляют работу соответствующих центров, а не развивают. Именно умение самым тщательным образом обработать поступающую информацию ценно для развития мыслительных способностей, а не поверхностное пропускание через себя, без всякой обработки.


Большое заблуждение считать, что чем сильнее нагружен анализатор (в данном случае – чем больше звуков слышит ребенок), тем лучше он будет работать. Это не так, но чем лучше и тщательнее обрабатывает анализатор информацию, тем больше условных связей создается, тем лучше для развития мышления.
Еще в младенчестве ребенок выстраивает особый гармонический звуковой ряд. В этом ему помогают, в первую очередь, мамины колыбельные и различные попевки и потешки.

Что же должен слушать ребенок? Древние греки, преуспевшие в развитии многих искусств, говорили: «Лучший музыкальный инструмент – человеческий голос». Для того, чтобы петь малышу потешки, совсем не нужно обладать особым музыкальном даром. Одна и та же песенка, исполняемая мамой или другим близким человеком, для развития ребенка значит намного больше, чем «Золотая коллекция дисков». Ведь мама не может дважды пропеть одну песенку одинаково – интонации зависят от множества факторов. Голосовые связки изменяют звучание при разной погоде и влажности, физическом и моральном состоянии, и т.п. А что же запись? Аудио-запись песни будет предлагать ребенку только один интонационный вариант, отчего слуховое восприятие не развивается. У нас с вами слуховое восприятие не столь тонко настроено, как у малыша, и нам не заметна разница, а для ребенка в маминой песне явны все малейшие оттенки. Кроме того, наше ухо «изобретено» куда раньше любых воспроизводящих звук устройств, правда? Поэтому для развития слухового восприятия годится только «живая» музыка, какое бы ни было современное устройство для воспроизведения, оно все равно искажает звук. Прослушивать любые аудиозаписи лучше не ранее 5-6 лет.

Мне задали вопрос по поводу «Классики для малышей», дисков «Бэби-Эйнштейн» и прочего. Первое – я считаю, что современные аранжировщики, «адаптирующие» музыку, куда менее талантливы, нежели великие композиторы. Второе – наше ухо не умеет так тонко слышать, как хотелось бы. А ведь кроме основной мелодии в произведении есть еще много чего, что нужно слышать! Зачем же его обеднять?

Еще один существенный аргумент в пользу природных звуков: ребенок должен уметь определить источник звука. Например, вы гуляете с малышом, и слышите пение птицы. Ребенок вертит головкой, желая увидеть источник звука, и когда находит, показывает туда пальчиком. При слушании любых воспроизводящих средств звук заранее «статичен» и имеет постоянный источник.

Любой «натуральный» звук в смысле развития слухового восприятия важнее, чем все специально разработанные средства. Ведь в природе есть уникальное разнообразие частот! Лучше слушать чириканье воробьев или бульканье воды, нежели «развивать» слух электронной музыкой. Мы уже говорили об этом в теме игрушки – купите простейшие музыкальные инструменты: бубен, дудку и т.п. , пусть ребенок свободно ими играет. Помните, что обучение на настоящих музыкальных инструментах в дошкольном возрасте возможно только на основе свободной импровизации, любая игра по нотам относится к изучению знаковых систем, и нежелательна до 7 лет.

Марина Озерова, педагог-психолог

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей